Понедельник, 15 сентября 2025

Редакция

Один на один с невидимым врагом

В этом году исполнилось 35 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

На протяжении многих лет районная газета рассказывала о тех, кто побывал на заражённой территории вокруг молодого, построенного в 1970 году, города энергетиков Припять. С каждым годом участников тех давних событий остаётся всё меньше, ведь полученные ими дозы облучения серьёзно сказались на состоянии здоровья.

Один из ликвидаторов аварии — сольчанин Михаил Железков. Сейчас ему уже за 60, но Михаил Александрович по-прежнему бодр, трудится электромонтёром в городском предприятии энергетиков.

Школа, затем новгородское ГПТУ‑15, «корочки» электромонтёра, полгода трудовой деятельности, повестка в армию — жизненный путь Михаила был таким же, как и у сотен тысяч советских юношей.

В 1986 году Михаил трудился по своей специальности на заводе «Эллипс». Когда ему вручили повестку в военкомат, он сразу догадался, что начинается отправка в зону аварии: несмотря на отсутствие официальной информации, новости в СССР расходились быстро.

— 8 мая нас собрали около здания солецкого военкомата, — вспоминает он, — вкратце объяснили ситуацию и сразу же отправили в Валдай. Там выдали спецодежду, началась погрузка находившейся в резерве техники. В основном это были автомобили ЗИЛ‑131 «АРС» (авторазливочная станция), а также КамАЗы и трактора. К ночи погрузка завершилась, людей поместили в пассажирские вагоны, и состав направился через Старую Руссу, Волот, Дно к городу Овруч Житомирской области. После разгрузки состава — марш-бросок до 30‑километровой зоны. Мы стали первой волной ликвидаторов, поэтому около села Старые Соколы самим пришлось ставить палаточный городок, обустраивать быт. Вместе со мной трудились несколько земляков — Александр Котов, Евгений Зерников, Николай Цветков и другие.

Михаила назначили дозиметристом. Участники химической разведки всегда первыми приходили на тот или иной участок. Делали замеры радиационного фона, после чего определялись порядок работ и сроки пребывания ликвидаторов в зоне поражения. Обследовался каждый дом, каждое транспортное средство, а также природные объекты. В карманчики специальных флажков жёлтого цвета дозиметристы с определённой периодичностью помещали листочки бумаги с данными об уровне радиации.

— Сначала мы смывали с крыш радиоактивную песчаную пыль в деревнях, с помощью техники проводили жидкостную дезактивацию. Если говорить об уровне радиоактивного йода в воздухе, то можно вспомнить о наших респираторах. В начале смены они были зелёного цвета, а к концу — багровыми, — продолжает Михаил Александрович. — Потом работали непосредственно на станции, в турбинном зале, крыша которого была пробита взрывом. Мыли стены щавелевой кислотой, снимали изоляцию с труб. Однажды в подвальном помещении турбинного зала, где сварщики без остановки изолировали самые опасные участки, мне и напарнику пришлось ветошью собирать с пола разлившееся масло. Психологически очень сложно было, ведь хорошо знали об опасности. Я видел на второй турбине поднятый туда специальным краном сразу после взрыва пожарный автомобиль. С него свисали пожарные рукава. Все пожарные, работавшие в первые часы, как потом стало известно, погибли. Работали мы до того момента, как набирали определённую дозу облучения. Затем тут же, на станции, принимали горячий душ, переодевались в чистую одежду, ехали на базу. Питание было отличное, воду привозили из безопасных мест.

Михаил до сих пор восхищается Припятью, называя его городом-сказкой. В городе с 47‑тысячным населением всё было сделано для удобства людей: радовали глаз многоэтажные дома, парки, скверы, школы, Дворец культуры, медицинский центр, магазины, даже колесо обозрения установили. Около каждого жилого комплекса — детский сад, досуговые площадки и многое другое.

Два месяца провёл сольчанин в 30‑километровой зоне. Набрав положенные 25 рентген, отправился домой, где его с волнением ждали родные. Хотя показатель «25» (особенно в первые месяцы ликвидации последствий аварии) являлся условным, ведь подсчёт степени облучения проводился бесконтрольно.

Государство высоко оценило его работу в Припяти — ликвидатор награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В первое время после возвращения в Сольцы Михаил чувствовал недомогание, периодически терял сознание. Однажды медикам пришлось даже спасать ему жизнь во время приступа. Постепенно состояние нормализовалось благодаря чёткому выполнению предписаний специалистов.

— Считаю, что большое значение имеет то, что я никогда не курил, — говорит он. — Курильщики хуже переносили облучение и гораздо чаще подвергались опасности. Помню, как несколько работников сели покурить прямо на только что демонтированную трубу в турбинном зале АЭС. Я им крикнул: «Что вы делаете? Там же фон в 2 рентген!». И такие моменты случались на каждом шагу.

В короткой беседе с ним, конечно же, невозможно обсудить все детали аварии и её последствия, знания в этой области у Михаила Александровича энциклопедические. Он убеждён: такое больше не должно повториться.

Остаётся поблагодарить Михаила Железкова и всех ликвидаторов Чернобыльской катастрофы за добросовестное выполнение своего гражданского долга, пожелать им крепкого здоровья.

Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора



РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА