Суббота, 27 июля 2024

Редакция

В заботах и мыслях о близких

Наш земляк Виктор Иванович ВАСИЛЬЕВ — один из ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

35 лет назад, 26 апреля 1986 года, на энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошёл взрыв. Последствия этой ужасной техногенной катастрофы на протяжении нескольких лет ликвидировали сотни тысяч человек. Среди них были и волотовцы. Сегодня мы рассказываем об одном из них — Викторе Васильеве.

14-летним парнишкой он остался без родителей, и его направили учиться в Боровичское училище на тракториста-машиниста широкого профиля.

— В совхозе «Волотовском» после учёбы мне дали тракторок, — вспоминает Виктор Иванович, — я на нём недолго поработал. Потом ещё на шофёра выучился. А в армии — меня призвали в 74-м — был водителем БТР. Отслужил — вернулся на родину. Работал всё время шофёром. В дорожном участке, в «Сельхозтехнике».

— Виктор Иванович, расскажите, когда вас на ликвидацию аварии в Чернобыль отправили и что пришлось там делать.
— Это было в августе 86-го, — говорит мой собеседник и ненадолго умолкает. Нелегко даются ему воспоминания. Справившись с волнением, продолжает: — У меня тогда уже семья была, двое детей. Мы с женой за клюквой в ту пору ходили, с деньгами сложновато было. Пришёл к нам домой вечером председатель сельсовета и вручил повестку с красной полосой. Я сразу понял, что к чему. На следующий день явился в военкомат, со мной тогда ещё двое волотовских парней было — Иван Мишин и Николай Данилов. Отправили нас на Новгород, а оттуда — на Белую Церковь, потом — в Чернобыль, в автороту. Сначала я на машине поливал всё вокруг реактора. Мы видели, как вертолёт над ним разбился. И после этого расчистку на крыше проводили. В общем, выполняли всё, что приказывали.

— А жили вы далеко от места аварии?
— Наш полк стоял в Соколах, это в пятидесяти километрах от станции. Нас туда на «Уралах» возили, — поясняет мой собеседник.

— А кто-то следил за тем, чтобы вы не получили высокую дозу радиации?
— Нам иногда выдавали «карандаши» для замеров радиации, потом забирали их. Никто особо этим не занимался. Дозиметры у начальства были. Мы как-то с сослуживцем по три рентгена получили за один раз, так в лазарете неделю пришлось отлежать.

— И долго вы на ликвидации аварии работали?
— Больше четырёх месяцев, до 25 декабря. Нас должны были раньше домой отправить, но замены не было. Когда уже по 25 рентген получили и больше нельзя было оставаться, только тогда и отпустили.

Какое-то время после Чернобыля здоровье не беспокоило Виктора Ивановича, и казалось, что жизнь вошла в привычное русло. Но потом начались проблемы. Пришлось полежать в Новгородском госпитале. В 1996 году Виктор оставил работу. Несколько лет назад перенёс операцию.

Сейчас Виктор Иванович с женой живут в недавно купленной квартире. «Сертификат на неё получили. Но сколько сил и нервов жена с невесткой на это потратили — вспоминать не хочется», — сетует мой собеседник и от волнения опять замолкает.

— Ремонт сделали, всё обустроили, веранду сами пристроили, — включается в разговор жена Виктора Валентина Михайловна. — У мужа силёнок-то теперь нет, но дети работали, а он ими руководил.

— Вы и в строительных работах разбираетесь?
— Без отца всему научишься, — говорит мой собеседник.

— Папа у нас ещё и готовит замечательно, — добавляет дочь Светлана. — Он всегда с огромной любовью и заботой относился, да и сейчас относится и к маме, и к нам с братом, а теперь и о внуках печётся. Их у него трое. У папы все мысли — только о нас, о себе он мало думает.

А мне очень хочется добавить замечательную историю рождения семьи Васильевых, о которой я узнала из нашего разговора: 18-летняя Валюша из Жарков Ратицкого сельсовета впервые пришла на танцы и познакомилась там с Виктором из песковских Микшиц. Всего лишь девять дней ухаживал молодой человек за девушкой и сделал ей предложение. Она согласилась сразу. «Благодарю Бога за ту нашу встречу, — говорит Валентина Михайловна. — Я ни единого дня не пожалела, что вышла за него замуж». Это ли не судьба?!

Людмила НИЛОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА