С выверки имён погибших начинается благоустройство всех воинских захоронений.
В нашем районе и во всей области она начала проводиться по инициативе штаба областной поисковой экспедиции «Долина». Заниматься выверкой имён павших защитников Отечества в штабе предложили члену поискового отряда «Пирамида» Евгении Брынёвой. Подумала, согласилась, втянулась, работает со списками уже 3‑й год.
Обучение прошла в штабе «Долины» у Ларисы Лысовой. Она в этой работе — известный специалист, равной которой, пожалуй, нет в России. Выверке в свете федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества» придаётся большое значение. Эта работа является первым этапом благоустройства воинских захоронений. По словам Евгении Александровны, невыверенные списки павших бойцов наносить на мемориальные плиты нельзя.
— В выверке списков ответственные за эту работу поисковики (и не только они) опираются на официальные документы. Для нас таковыми в первую очередь являются донесения о безвозвратных потерях, с которыми мы работаем через сайт ОБД «Мемориал». Донесений много, с большим количеством листов. И всё нужно проверить. Так, перед началом благоустройства в 2019 году братского захоронения в посёлке Первомайский я должна была сделать выверку имён 1399 захороненных здесь воинов. После её завершения в списке стало около трёх тысяч погибших. При этом фамилии 70 бойцов из прежнего списка пришлось убрать как внесённые ошибочно. К примеру, когда из урочища Мазуры на воинское захоронение в Первомайский были перенесены останки красноармейцев, то в этот список ошибочно была занесена фамилия бойца, погибшего в Смоленской области, в деревне с аналогичным названием. Причина многочисленных ошибок при составлении списков погибших кроется не только в идентичности географических названий. Немало путаницы с датами рождения и гибели, именами и фамилиями. Человеческий фактор сказывается и на войне, и в мирное время, — пояснила Евгения Брынёва.
В подтверждение сказанному приводит пример с собственным прадедом, уроженцем деревни Ручейки Красноборского сельсовета. Василий Гаврилович Павлов погиб в Нелидовском районе Тверской области. Писарь ошибочно указал, что он родом из... деревни Ручетка Краснодарского сельсовета. Евгения Александровна чудом нашла прадеда на сайте ОБД «Мемориал»...
В том же списке на первомайском захоронении был один боец, у которого фамилия и имя состояли из одних согласных букв. А вышел этот ералаш из-за того, что, начиная с 60‑х годов, при каждом обновлении списков погибших все писари вносили в них новые неточности.
Сейчас Евгения Брынёва работает над выверкой списков воинского захоронения на площади Победы в Холме, которое начнут благоустраивать уже в этом году. Здесь покоятся 6800 солдат и офицеров. Сколько добавится новых имён павших защитников Отечества, неизвестно. По данным штаба поисковой экспедиции «Долина», после выверки имён погибших в боях за Родину на каждом воинском захоронении их список увеличивается в среднем в два раза.
В деревне Красный Бор на воинском захоронении были выбиты на плитах 124 фамилии погибших на войне. После того как поисковик Брынёва завершила выверку, в списке уже находятся 295 бойцов. Опять же была путаница с одноимённой деревней Красный Бор из Тосненского района. Некоторые фамилии погибших в Тосно ошибочно внесены в списки на памятнике в Красном Бору. Аналогичных примеров много. И надо отдать должное Евгении Александровне за то, как скрупулёзно и ответственно она проводит выверку списков, исправляя допущенные в прежние годы погрешности при их составлении.
Сергей ЦВЕТКОВ