Понедельник, 15 сентября 2025

Редакция

Память сильнее времени

9 Мая по стране прошёл Бессмертный полк. Бесконечная череда портретов победителей: фамилия, иногда — звание, редко — название воинской части. Онлайн-формат большего не требовал.

Да и годы своё берут: война закончилась 76 лет назад, сменилось несколько поколений, от героев былых времён остались разве что имена... С этим не согласилась девятиклассница школы № 1, член военно-патриотического клуба «Патриот» и движения «Юнармия» Вика Боткина. Её исследовательская работа о боевом пути двоюродного прадеда Георгия Васильевича Петрова признана лучшей на областном конкурсе «Подвиг народа. Память сильнее времени».

Школьница поставила цель собрать как можно больше информации о бойце, который так и остался навсегда двадцатилетним, и подошла к делу очень серьёзно. Впрочем, слово самой Виктории БОТКИНОЙ.

— Для начала я побеседовала со своей бабушкой Светланой Викторовной Сергеевой, племянницей бойца. В семье рассказывали, что когда началась война, Георгию было семнадцать лет, и, как все мальчишки того времени, он рвался в бой — защищать Родину, мстить за горе и слёзы близких, ведь его отец Василий Николаевич Петров был убит фашистами во время оккупации Малой Вишеры. Как только парню исполнилось восемнадцать, он ушёл на фронт. В родной город он больше не вернулся. Но семья бережно хранила память о нём, из поколения в поколение переходили рассказы о том, каким хорошим сыном и братом был Георгий.

В одном из разговоров с бабушкой я поинтересовалась, нельзя ли связаться с младшим братом Георгия Васильевича Валентином, который живёт в Белоруссии. В тот же вечер мы позвонили в город Слоним. Звонок принёс нашей семье много положительных эмоций, а я была рада пополнить своё исследование новыми сведениями. Оказалось, что братья (самый старший — Георгий и самый младший — Валентин) родились в один день и месяц с разницей в 17 лет. Таким образом, я установила точную дату рождения Георгия Петрова — 24 апреля 1924 года.

Когда фашисты убили отца, Валентину едва исполнилось семь месяцев, зато Георгий был уже почти взрослым человеком. Кроме них в семье росло ещё шестеро детей. Остаться без отца многодетной семье — равносильно гибели. Георгий был единственным кормильцем, и мать умоляла его не уходить на фронт. Но сломить волю юноши было невозможно. По данным Валентина Васильевича получается, что Георгий отправился в действующую армию даже чуть раньше, прибавив себе недостающие месяцы до совершеннолетия.

Треугольнички с фронта приходили нечасто, но стабильно. К сожалению, самих писем не сохранилось, они затерялись после ухода из жизни матери большой семьи Анны Васильевны. Но эти письма многократно перечитывались, и отдельные детали братья и сестра помнили, например, что Георгий был избран комсоргом полка. О боевых наградах боец много не писал, видимо, чтобы не тревожить мать. Но подрастающие братья всегда знали, что их старший — настоящий герой.

Моя мама, Наталья Валерьевна, рассказала, что когда они с сестрой учились в школе (в той же школе № 1, в которой учился прадед, а теперь учимся и мы с братом), в коридорах висели стенды, рассказывающие о выпускниках — участниках Великой Отечественной. На одном из таких стендов была информация и о нашем прадедушке. Я поспешила в школьный историко-краеведческий музей. В архиве нашлась летопись, рассказывающая о школе, в ней я увидела фотографии «Годы, опалённые войной» и на них с помощью бабушки сумела рассмотреть фото прадеда. Мой интерес к судьбе предков в этот момент вырос троекратно. Я поняла, что стою на верном пути.

Однажды, работая с архивными материалами экспозиции «Маловишерцы в боях за Родину», я наткнулась на потрясающий документ. Это была фотокопия похоронного извещения о гибели Петрова Георгия Васильевича. Так стала известна точная дата гибели прадеда — 24 декабря 1944 года. В похоронке сообщалось, что погиб он от осколка тяжёлого вражеского снаряда. Командование постаралось смягчить горе матери словами о том, каким замечательным воином, чутким товарищем и храбрым солдатом был её сын. «Похоронили его с воинскими почестями в саду деревни Майсини волости Беремуйжа Латвийской ССР. На могиле Георгия гвардейцы поклялись жестоко отомстить врагу за смерть боевого товарища». Из этого же документа я узнала, что Георгий Петров «представлен к награждению орденом Отечественной войны I степени посмертно».

Эта информация подтолкнула к дальнейшему поиску. С помощью руководителя школьного музея я связалась с командиром Маловишерской поисковой группы «Память» Игорем Николаевичем Никитиным. Он пополнил мои знания информацией из «Книги памяти» Новгородской области: «Петров Георгий Васильевич призван Маловишерским районным военкоматом, гвардии сержант, командир отделения, 159 гвардейский стрелковый Краснознамённый полк 53 гвардейской стрелковой Тартуской Краснознамённой дивизии 1‑й Ударной армии». Удивил адрес захоронения, упомянутый в «Книге памяти»: хутор Майский Тукумского района Латвийской ССР. Сначала я решила, что прах был перезахоронен, но потом поняла, что административный центр был переименован, а остальные изменения возникли из-за различий между латышским и русским языками.

Далее я обратилась к интернет-ресурсам. На сайте «Мемориал» обнаружила две записи в учётных книгах, подтвердившие уже имевшуюся у меня информацию, а также узнала, что Петров Г. В. на декабрь 1944 г. был командиром отделения и кандидатом в члены ВКП(б). (Заодно обратила внимание на довоенный адрес моей семьи: Малая Вишера, ул. Новая, д. 52. Оказывается, много улиц нашего города после войны было переименовано, так и Новая стала называться улицей Саши Александровой).

Далее я зашла на сайт «Память народа», где почерпнула информацию о наградах прадеда. В приказе о награждении медалью «За боевые заслуги» значилось, что Петров Г. В. награждается за проявленные мужество и отвагу в боях на Ленинградском и Северо-Западном фронтах, во время которых он был дважды ранен. Следующий открывшийся моим глазам документ — представление к награждению орденом Красной Звезды. В нём значится, что «гвардии младший сержант Петров, сапёр 58‑го Отдельного гвардейского сапёрного батальона 53‑й Гвардейской Стрелковой Краснознамённой дивизии 3‑го Прибалтийского фронта, с августа 1942‑го воевал на Ленинградском фронте, с апреля 1944‑го — на 3‑м Прибалтийском. Был пять раз ранен. Кроме упомянутых наград имеет медаль «За оборону Ленинграда». Поразило описание боевых заслуг прадеда. «Выполняя боевое задание командования по строительству подводного моста на реке Вяйке-Эмайыги, проявил мужество, отвагу и самоотверженность. Под сильным огнём противника он с исключительным комсомольским задором работал на заготовке лесоматериала и подноске его к реке. После этого он в течение трёх часов работал в воде, в 150 метрах от противника. В ночь на 11 сентября товарищ Петров на строительстве моста был ранен, но в санчасть не ушёл, после перевязки ран остался в строю и продолжал выполнять боевое задание».

Поиски позволили вместо скупых строчек в «Книге памяти» составить биографию моего прадеда по материнской линии и узнать о его боевом пути. Семья получила документальные подтверждения, свидетельствующие о героизме нашего предка. В дополнение к копиям наградных документов я нашла изображение наград прадеда, ведь ни одна из них не дошла до семьи героя. Удалось восстановить фотографию (единственное фотоизображение Георгия Васильевича) для нашего с братьями участия в акции «Бессмертный полк».

Собранные материалы направлены для увековечивания имени прадеда в Москву, в парк «Патриот». Заниматься поисками было очень интересно, но считаю, что они ещё не завершены. Вот бы найти имена командиров подразделений, в которых служил Георгий Петров: вдруг в чьих-то письмах или мемуарах мелькнёт упоминание о нём. Боевой путь также требует детализации. Возможно, есть и какие-нибудь фотографии в военных архивах, на которых можно увидеть знакомые черты.

Я предложила ребятам из нашего юнармейского отряда тоже принять участие в проекте «Дорога памяти» (проект реализуется Министерством обороны РФ в рамках утверждённого президентом РФ перечня поручений по совершенствованию мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества). Некоторые отозвались, и я надеюсь, что во многих семьях появятся биографии и описания боевых заслуг их предков.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА