Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Учитель, вдохнови ученика

С 2015 года в разных регионах страны реализуется общественная программа «Учитель для России», нацеленная на обеспечение равенства образовательных возможностей для всех детей — даже в очень удалённых от столицы уголках.

Эта программа предлагает альтернативный вход в профессию учителя для специалистов из разных сфер деятельности, а также обучение и поддержку её участников в течение двух лет. Реализует её благотворительный фонд «Новый учитель» при стратегическом партнёрстве с ПАО «Сбербанк России», благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Программу поддерживают компании среднего и малого бизнеса, частные лица, а регионы участвуют в софинансировании.

Задача организаторов состоит в том, чтобы находить, обучать, трудоустраивать и поддерживать учителей и тех, кто только собирается ими стать. Будущему учителю программа даёт возможность начать карьеру в образовании, проявить свои лидерские качества, разработать и внедрить собственные проекты. Выпускники престижных вузов, пройдя профессиональную переподготовку и конкурсный отбор, на два года становятся учителями в обычных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу — кадры. Задача учителя в такой ситуации — помочь ученикам найти стимул, мотивацию к учёбе, чтобы они поверили в себя, и тем самым повысить интерес детей к школьному образованию. А профессии учителя — вернуть былую славу, благородство и престиж.

Организаторы отвечают перед детьми и их родителями за то, какие учителя придут в школу, поэтому уделяют особое внимание отбору участников. Возрастного ценза и требований опыта работы в школе не предъявляется, хотя это приветствуется. Одно из главных условий для всех желающих — наличие оконченного высшего образования по любой специальности (начиная со степени бакалавра) или среднего профессионального (но только обязательно педагогического). И кроме того — готовность каждого из претендентов переехать в город или село Калужской, Тамбовской, Воронежской, Новгородской, Нижегородской, Новосибирской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа.

В нашем районе в этой программе принимает участие школа № 1, где работают шесть учителей — кто-то первый, а кто и второй год. Варвара Коваленко и Оксана Борисова преподают иностранный язык, Василий Фёдоров — математику. Историю и обществознание ведут Екатерина Батракова и Антон Морозов, а Владислава Хижняк является учителем начальных классов. По словам директора школы Евгения Студенцова, за то, что эта программа заработала у нас, большое спасибо нужно сказать комитету образования в лице Татьяны Захаровой.

— Помимо организаторов программы огромное значение имеет наличие на местах спонсоров. Если такие фирмы находятся, то и дело движется. Ещё до участия нашего района в этом проекте австрийская компания «Хасслахерлес» предлагала администрации района помочь какой-нибудь школе. Поэтому при обращении к руководству предприятия они сразу дали добро на финансовую поддержку программы. Что касается самих участников, могу сказать, что это очень активные молодые люди, и я благодарен им за привнесённые в школу новшества, особенно что касается их мастерства в обращении с новейшим оборудованием, программным обеспечением и умения на ура использовать все электронные образовательные ресурсы: это в условиях пандемии, когда обучение проходило дистанционно, очень выручило. Педагогические кадры, влившиеся в коллектив, дают не только необходимые знания. До ограничений, связанных с коронавирусом, они приглашали своих бывших однокурсников, и те рассказывали детям о себе: откуда приехали, где учились, о своих профессиях. Помогали школе по хозяйству, организовывали досуг старшеклассников и учащихся среднего звена. Песни под гитару, спортивные соревнования, различные квесты...

Ещё одним важным достижением молодых учителей стала организация Медиацентра первой школы — пространства, в котором ребята смогут развивать свои навыки в сфере медиа. Направили несколько заявок на грантовую поддержку, и один из проектов выиграл. По их задумке, заложенный фундамент должен стать отправной точкой для более активного и позитивного развития школьного сообщества. Молодые педагоги — постоянно вместе с учениками, даже в выходные: либо занимаются в школе (кружки по интересам, работа в «Точке роста»), либо куда-то с ними ездят.

Благодаря их же усилиям вместе с ребятами был реализован ещё один грандиозный проект — «Фримаркет», экологический, главной темой которого стало вторичное использование материалов, а название «Круговорот вещей среди людей» говорило само за себя. Всем занимались вместе с детьми. Связались с сетью благотворительных магазинов «Спасибо!», и те с радостью помогли, прислав полторы тонны вещей и обуви — их можно было брать в любых количествах и бесплатно. В то же время дети проводили мастер-классы по изготовлению новых вещей из старой одежды. Старшеклассники организовали что-то вроде интерактивной экологической игры с демонстрацией обучающего видеоролика про то, как сортировать мусор. Затея напомнила старые добрые времена, когда пионерские и комсомольские организации активно и с большим энтузиазмом готовили праздники, встречи, агитбригады, сборы.

Программа «Учитель для России» призвана решать главную проблему школ, особенно в малых городах, — нехватку кадров. Пока ООО «Хасслахерлес» имеет возможность и желание помогать образованию, программе — быть, ведь материальная поддержка начинающих педагогов тоже важна. Помимо обычной почасовой оплаты участники получают ежемесячную стипендию 20 000 рублей и компенсацию в размере 15 000 рублей на оплату съёмного жилья.

С двумя участниками программы мы вас сегодня познакомим.

Екатерина Батракова приехала в наш город первой. Она росла и училась в маленьком городке в Татарстане, потом поступила в Санкт-Петербургский госуниверситет на факультет востоковедения. Изучала персидский, турецкий, таджикский языки, помимо общепринятого английского был ещё и немецкий. Каждое лето ездила в составе студенческого педагогического отряда в лагеря и работала там вожатой. Курсе на третьем стала задумываться, куда идти дальше — в магистратуру или устраиваться на работу переводчиком. И тут ей попалась информация о программе «Учитель для России», которая заинтересовала.

После получения диплома Катя подала заявку на участие в этой программе. Мотивация была отчасти эгоистичная, а представления — идеализированные. Во‑первых, ей было предельно понятно, чем предстоит заниматься в ближайшие два года: не нужно искать работу, она будет находиться в классном сообществе с очень развитыми интеллектуальными людьми, что поможет расти и совершенствоваться самой. Выбор казался ей своеобразной магистратурой на практике, которая принесёт реальную пользу. Во‑вторых, веской причиной для участия стала миссия самой программы с посылом: каждый ребёнок может стать автором своей жизни. И она, будучи человеком, который рос и учился в провинции, на собственном примере понимала, какие могут возникать сложности в обучении, если сравнивать уровень образованности, кругозор детей из сельских школ и учеников из мегаполисов. И очень хотела своими делами, поступками и общением с детьми постараться изменить это, донести до ребят мысль: чтобы чего-то добиться в жизни, не нужно бояться сложностей — их можно преодолеть. Главное — определиться, чего ты хочешь, взять на себя ответственность и твёрдо идти к цели независимо от того, где ты родился. В‑третьих, ещё один немаловажный аспект: расхождение теории с практикой. Можно обучиться всем нюансам педагогики, но пока не окажешься рядом с детьми, не сможешь понять, что такое настоящий учитель и как в реалиях работают методики, изучаемые теоретически. Поэтому она и стала участницей этой программы.

Екатерина, со слов директора школы, очень гармонично влилась в коллектив, почти сразу нашла подход к ученикам. Выстроила свои правила, обязательные для всех во время урока, чтобы не повышать голос (она просто не умеет этого делать) на тех ребят, которые привыкли, что их держат в ежовых рукавицах. С кем-то больше работает индивидуально, а с кем-то наоборот. Участвует во всех проводимых мероприятиях и многое делает для школы. Евгений Владимирович с большим удовольствием оставил бы её работать на постоянной основе.

Сейчас Катерину всё устраивает. Вначале были бытовые сложности, связанные с поиском подходящего жилья, но весь педагогический коллектив активно помогал ей в этом вопросе, как, впрочем, и другим молодым учителям. Девушка нисколько не жалеет, что стала участницей программы: это невероятный опыт и первое её рабочее место. По истечении двух лет Катя собирается вернуться в Петербург, чтобы продолжить заниматься историей на методическом уровне и совмещать это с небольшой нагрузкой в школе. Имеет право на существование и запасной вариант — работа переводчиком. Мне кажется, что куда бы Катя ни устроилась, везде она будет желанным специалистом. Это очень эрудированный, ответственный и надёжный человек, который с годами не перестаёт верить в чудеса и старается помочь своим ученикам понять, что в мире намного больше добра, чем это кажется.

Ещё один из участников программы — учитель математики Василий Фёдоров. Он из подмосковного Орехова-Зуева, выпускник престижного лицея. Из Московского университета имени Баумана, где проучился два года, ушёл, поняв, что это не то дело, которому он хотел бы посвятить жизнь. Стал работать с детьми, заочно окончил Институт новой экономической политики, изучал менеджмент в экономике. Всё время, пока учился, работал в сети образовательных центров «Юниум». Был преподавателем по публичному искусству (ораторство, общение, игровой подход в образовании и т. д.), сам разрабатывал игры и тренинги. Потом в детском лагере был преподавателем робототехники, молекулярной технологии.

О программе «Учитель для России» узнал в 2015 году и очень ею заинтересовался, но московская жизнь и работа не отпускали. А полтора года назад интерес к проекту всё же перевесил чашу весов, и он подал заявку на участие и прошёл сложный отбор на право быть учителем математики. В Малую Вишеру попал случайно. Она приглянулась архитектурой старинных зданий, резными вензелями и наличниками, напомнившими ему город детства. Принципиально хотел попасть в школу, где ещё не было учителей, работавших по этой программе, хоть это был уже пятый набор.

С учениками отношения складываются по-разному, но в конечном итоге взаимопонимание достигается. Тяжело было в самом начале работы, так как уровень знаний учеников оставлял желать лучшего, приходилось возвращаться на год-два назад и всё повторять. Было много двоек, за которые он официально в письмах просил родителей не ругать детей, а помочь им. После уроков занимались индивидуально и группами, чтобы восстановить упущенный материал, многое удалось наверстать. Теперь Василий знает школьную программу с 5 по 9 класс практически наизусть, а все учебники проштудированы вдоль и поперёк не один раз. «Получить такой опыт хорошо, — говорит Фёдоров, — это и для меня очень мощная школа, если продолжать работу педагога». Сейчас считает своей задачей показать детям, что в 9 классе они могут и должны брать ответственность на себя, а учитель — это человек, который рядом и всегда поможет, только попроси.

В будущее Василий далеко не заглядывает, но на 100% уверен, что останется в образовании. Ему нравится работать с детьми, развивать их и самому развиваться вместе с ними. Ведь в его семье — все педагоги, кроме отца. Участие в программе для Василия было самоцелью, что принесло ему много плюсов в развитии карьеры. Самое главное, считает молодой педагог, это то, что он может сравнить своё участие в проекте с людьми, которые, к примеру, готовили первый полёт человека в космос или осуществляли запуск «Бурана», а потом с полным основанием говорили, что и они были причастны к столь значимым событиям в истории страны. Ещё это и диплом высшей школы, и призовые места, занятые им в региональных конкурсах, и звание «Лучший онлайн-учитель». А также огромный рост знаний, опыта, связей, понимание, как работать с детьми и какие могут быть цели...

Ежемесячно к каждому молодому специалисту приезжает куратор, присутствует на уроках с дальнейшим их разбором. В основном кураторы контролируют «поведенческую» часть, проверяя, как и что учитель предпринимает, чтобы в классе была дисциплина, и оценивая поведение учеников и самого учителя. Часть занятий снимается на видео и отправляется методистам. Таким образом осуществляется обратная связь. Кроме видеоотчётов методисты сами приезжают и присутствуют на уроках, анализируя образовательную часть — как преподаётся предмет. Однако главными контролёрами в реализации программы являются сами школьники.

Думаю, дети надолго запомнят всех своих учителей, а особенно тех, кто вдохновил их, помог поверить в себя и сделал их школьную жизнь ярче и интереснее.

Елена СВЕТИНА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА