Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Полигон. Акт второй

Замечание участников первого разговора о том, что оповещений о месте и времени было недостаточно, организаторы встречи по вопросу работы вишерского полигона коммунальных отходов приняли к сведению. О повторном сборе стало известно за неделю. И если 18 числа в зал Центра культуры и искусства пришли восемь человек, то 27 мая — двенадцать.

Ответить на любые вопросы собравшихся приехали заместитель председателя правительства Новгородской области Тимофей Гусев, начальник отдела организации экологических программ и выдачи разрешительных документов департамента охраны окружающей среды министерства природных ресурсов области Ольга Росляева и заместитель генерального директора ООО «Экосити» Кирилл Поляков. Малую Вишеру представлял глава района Николай Маслов.

Маловишерский полигон твёрдых коммунальных отходов первый мусор принял 26 июля 2007 года. Строительство заняло 2 года и 1 месяц. Общая площадь составляет 5 га, площадь складирования — 4 гектара. Вместимость полигона — 460 тысяч кубометров уплотнённого мусора. Расчётный срок эксплуатации на момент пуска составлял 21 год. По данным Росприроднадзора, основанным на кадастровой съёмке, на 1 января 2021 года полигон был заполнен на 97,6 процента.

 

Ему-то и достался первый шквал жалоб на грубость отдельных его подчинённых (особенно Дмитрия Платонова), недостаточную осведомлённость Единой диспетчерской службы о каждом загорании мусора за гаражным комплексом на Лесной (как он туда попадает и кто его зажигает, правда, не уточнялось), отсутствие урн на улице 50 лет Октября и плохой контроль со стороны отдела городского хозяйства за скашиванием травы, прочисткой трубочек и канав вдоль улиц. Вспомнились даже ученики младших классов, которые якобы ужасно страдают в здании на улице Карла Маркса, после того как прежнюю начальную школу занял Центр дополнительного образования «Созвездие».

Вернуться к основной теме разговора предложил Тимофей Гусев. Надо напомнить, что она возникла после незначительного загорания на полигоне ТКО в начале мая. Его оперативно ликвидировали, но, памятуя о пожаре трёхлетней давности, горожане довольно активно обсуждали онлайн дым над свалкой, которая хорошо видна с автодороги. Офлайн, то бишь вживую, вопросов было немного: кто является владельцем полигона; на какой срок он был рассчитан при строительстве; его вместимость и мощность.

Тимофей Гусев для новых слушателей повторил ту информацию, которая читателям «МВ» уже известна (см. № 19 за 21 мая и страничку «Районная газета «Малая Вишера» ВК). Подтвердил, что новгородский бытовой мусор перестанет поступать на свалку самое позднее 1 октября, когда закончатся лицензионные процедуры по новому новгородскому полигону. С одним уточнением: производственный мусор от нескольких небольших предприятий какое-то время привозить ещё будут — до завершения срока договора.

После этого свалка будет принимать только вишерский мусор, одновременно начнётся подготовка проекта рекультивации полигона. Сама рекультивация — сложный технологический процесс, включающий стабилизацию чаши полигона, установку дегазаторов, оборудования для сбора фильтрата и рекультивационной защиты. По опыту известно, что на объекты, подобные вишерскому, требуется больше 100 миллионов рублей. Проект готовить будет область, а деньги на сами работы придётся просить у федерального центра. Не стал заместитель председателя правительства области и выдавать желаемое за действительность. Тление внутри полигона остановить невозможно. Например, старый чудовский полигон рекультивирован, но наблюдение специалистов ведётся постоянно. Многие отлично знают, что такое компостная куча, а это — куча гигантская. Земляной саркофаг предохранит от дымления, но химические процессы внутри массы мусора не остановит. Кстати, в этом кроется одна из причин запрета утилизировать на полигоне ТКО покрышки, батарейки, аккумуляторы.

В территориальной схеме на 2023 год, сообщил Тимофей Гусев, после модернизации сортировочной линии заложено создание барабанного компостера, который из органических отходов будет делать почвогрунт на новгородском полигоне. Ещё раньше такой «миксер» должен появиться в Боровичах.

Самый главный вопрос мусорной реформы — денежный. На самом деле, считает зампред областного правительства, логика-то простая. Человек пришёл в магазин, купил бутылку молока, пакет пряников. Продукты съедены, упаковка выброшена в контейнер. И почему же государство обязано платить за утилизацию частного имущества? Раздельный сбор мусора необходим, но на какие средства можно поставить вместо одного три контейнера? К ним должны приехать три разные машины: три расхода на бензин, три зарплаты водителям, три ремонта в случае необходимости и т. д. Значит, эти средства должны быть заложены или напрямую в тариф для населения, или в утилизационный сбор производителю, который в свою очередь повысит цену на товар. Пока утилизационный сбор в стране установлен лишь на шины, покрышки и электронную бытовую технику. В Новгородской области тариф за кубометр мусора составляет около 640 рублей, в Петербурге — 1200. Мусор производят все: от младенцев в памперсах до лежачих стариков. Платят — далеко не все.

Попытку Гусева рассказать о других перспективах сортировки и переработки мусора новым слушателям прервал бенефис участницы предыдущего собрания. Как и в первый раз, монолог дамы затянулся: «Местные представители вообще ничего не понимают, о чём я здесь говорю. А вам только федеральные бабосики собрать в карман — и всё». Второй акт марлезонского балета (что бы мы делали без «Трёх мушкетёров»!) наступил, когда тут же выяснилось, что личные долги за коммунальные услуги борца за свежий воздух, депутата городского Совета от КПРФ Натальи Григорьевой превышают 200 тысяч рублей.

Главе района поступило замечание о нехватке контейнерных площадок и большом количестве дырявых и погнутых банок. Николай Маслов признал, что проблема существует. В июне администрация намерена закупить 30 контейнеров на замену пришедших в негодность. А до конца лета планируется приобрести ещё 30–40 контейнеров на те улицы, где их недостаёт. В таких случаях, как показывает опыт, очень часто возникают конфликты из-за места установки банок, суть которых можно определить так: «далеко — не хочу, рядом — не ставьте». Позднее на своей страничке ВК глава района посоветовал жителям частного сектора обратиться в отдел городского хозяйства со своими предложениями, учитывая при этом подъездные пути, ширину и состояние дороги. Мусоровоз — большая машина, она не везде может пройти и развернуться под погрузку.

Участники встречи согласились, что по сравнению с 2019 годом, когда мусор вывозился из рук вон плохо, теперь такое случается гораздо реже. Но вокруг баков и «лодок», даже если они опорожнены, грязно. Представитель «Экосити» пояснил, что мусор, который высыпался в момент выгрузки контейнера в машину, обязан убрать водитель или работающий с ним грузчик. То, что растащили собаки, разнёс ветер или не донесли до помойки граждане, — не их забота. (В скобках говоря — это одно из самых спорных положений «мусорного» закона. Определить, что уже лежало, а что свалилось сию минуту, не смог бы, пожалуй, и сам Шерлок Холмс).

Отдельная песня — гнилые брёвна, выкорчеванные корни деревьев, вырубленные кусты, покрышки. Их запрещено выбрасывать в мусорные баки, и всё-таки это — повсеместное явление. У «Экосити» образовался кадровый дефицит, не случайно водители ездят по одному. Грузчики физически не выдерживают чудовищно тяжёлой работы — вытаскивать из «лодок» тонны груза, которого там быть просто не должно.

Прозвучал вопрос, который уже не первый год задают на подобных встречах: почему мусор вывозит только «Экосити»? Ответ можно найти в самом названии — региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Свалки в аренде, как в нашем случае, или в собственности могут быть только у подобной организации, заключившей на конкурсной основе договор с областным министерством ЖКХ. Лицензию на перевозку мусора получить можно. Но кто даст гарантию, что человек, забравший у вас мусор и получивший за это деньги, пожелает оплатить полигон, а не выбросит отходы за ближайшим поворотом? Такая порочная практика, к сожалению, имеет место быть.

На реплику трепетно относящегося к идее сокращения числа отходов и их сортировке Сергея Колычева ответ неожиданно пришёл с самого высокого уровня. На Невском экологическом форуме вице-премьер Виктория Абрамченко в тот же день сообщила, что готовятся поправки в законодательство, запрещающие использование неперерабатываемых и трудноизвлекаемых материалов: таких, как цветной пластик, пластиковые трубочки, ватные палочки и одноразовая пластиковая посуда. По её словам, в России планируют вовлекать в оборот до 50% вторичного сырья из отходов в строительстве, сельском хозяйстве и промышленности. В результате объём захоронений к 2030 году сократится вдвое, рассчитывает вице-премьер. Поговаривают, что на очереди запрет детских подгузников и гигиенических прокладок (что вряд ли обрадует женщин при всей их любви к природе).

* * *

ЗАВТРА отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Последние годы стали непростыми как для людей, так и для природы. Телевизор ежедневно сообщает если не о лесных пожарах, то о наводнениях, экстремальных скачках температуры воздуха или сумасшедшем ветре. Природе, видимо, надоело безропотно терпеть свинское к себе отношение. Так, может быть, не стоит усугублять зло? Хотя бы на отдельно взятом клочке земли — под окном многоквартирного дома, на своей улице, в ближайшем лесочке, на речном бережку...

За вторым актом мусорной эпопеи наблюдала

Валентина БАЗАНОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА