Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Солдат двух войн

К 80‑летию начала Великой Отечественной войны

Мошенской район — красивый и благодатный край. С цепью озёр, раскинувшихся голубыми линзами среди холмов и лесов. В одном из озёр, Карабоже, берёт начало река Уверь, игравшая важную роль в истории Мошенского поселения. Именно эта река протекает вдоль деревни Пилигино, где в 1902 году родился и вырос человек, о котором хочу рассказать.

Несмотря на то, что наш район был мирным, далёким от мест больших сражений и войн, есть у нас герои, которые сражались за Родину и совершали подвиги в Великую Отечественную войну. Для меня таким героем стал прадедушка Воробьёв Сергей Тимофеевич, участник двух войн (на снимке).

Его боевой путь начался в сентябре 1939 года. За два месяца до начала советско-финской войны прадедушку призвали на службу. В наградном листе указана информация о месте службы Сергея Воробьева — Карельский перешеек.

Зимняя война началась 30 ноября 1939 года. Основной причиной начала боевых действий стало желание советского руководства отодвинуть финскую границу от Ленинграда, для укрепления безопасности северо-западных границ СССР, и отказ финской стороны сделать это.

На Карельском перешейке рубежом обороны Финляндии была линия Маннергейма, она состояла из нескольких укреплённых оборонительных полос с бетонными и дерево-земляными огневыми точками, ходами сообщения, противотанковыми преградами. Для штурма этой линии был создан Северо-Западный фронт под командованием командарма I ранга Тимошенко и члена Военного совета Ленинградского военного округа Жданова, куда вошли 7‑я и 13‑я армии. Именно в 7‑й армии по долгу службы и оказался Сергей Тимофеевич Воробьёв.

Наступлению 7‑й армии на Карельском перешейке противостояла Армия перешейка (Kannaksen armeija) под командованием Хуго Эстермана. Для советских войск эти бои стали наиболее тяжёлыми и кровопролитными. К 12 декабря части 7‑й армии смогли преодолеть лишь полосу обеспечения линии и выйти к переднему краю главной полосы обороны, но запланированный прорыв полосы с ходу не удался из-за явно недостаточных сил. До конца декабря на фронте установилось относительное затишье. В течение всего января и в начале февраля шло усиление войск, пополнение материальных запасов, переформирование частей и соединений.

11 февраля 1940 года началось новое наступление Красной армии. Пехота и танки перешли в наступление. В ходе трехдневных напряжённых боев войска 7‑й армии прорвали первую полосу обороны линии Маннергейма, ввели в прорыв танковые соединения, которые приступили к развитию успеха. Это был переломный момент. 13 марта 1940 года подписанием Московского мирного договора закончилась Зимняя война.

В июле сорокового Воробьёв вернулся домой к своей семье. Но он и не догадывался, какие испытания ожидают его в дальнейшем.

Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года фашистская Германия и её союзники напали на нашу страну, так возобновился боевой путь моего прадедушки. С этого дня не осталось ни одного дома, ни одной семьи, кого бы обошла стороной большая беда. На фронт уходили сыновья, братья, отцы и деды. Многим из них не суждено было вернуться, многие были ранены, но даже те, кто вернулся живым и здоровым, навсегда сохранили в памяти кровь своих однополчан. За годы тяжёлого испытания наш народ вынес всё. Женщины и дети старались помочь солдатам, работая в полях, на фермах, фабриках и изготавливая то детали для техники, то другие необходимые вещи. Работа длилась без остановки, каждый стремился внести свой вклад в победу.

Прадедушка, не успев оправиться от ужасов советско-финской войны, в 38 лет отправился защищать Родину от страшного врага. Он был призван Мошенским райвоенкоматом 15 июля 1941 года. Дома оставалась семья, включая четверых маленьких детей, младшему из которых на тот момент было всего два года.

В наградном листе Сергея Тимофеевича указано: «В Красной Армии с 15 июля 1941 года. Участник Великой Отечественной Войны с 08.1941 по 12.1942 г. Звание Старший Сержант, должность помощник командира взвода. Ранен два раза: 1‑е ранение в ногу (лёгкое); 2‑е ранение — оторвало правую руку (тяжёлое)».

19 июля 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление № ГКО‑207 сс «О формировании новых дивизий». Согласно этому постановлению в городе Боровичи ЛВО к 30.07.1941 должна была быть сформирована 281‑я стрелковая дивизия, в состав которой в дальнейшем входил стрелковый полк номер 1062, куда и был определен Воробьев Сергей Тимофеевич.

31 июля 1941 года личный состав полка принял военную присягу. Затем 10 дней наших дедов учили воевать. В полковую учёбу входила практика стрельбы из винтовок, пулеметов и минометов. Далее — получение обозов, транспорта и всех видов продовольствия. 10 августа, за три дня, дивизию по железной дороге перебросили под Ленинград, в район сосредоточения в 25 км к юго-западу от Гатчины. Первая кровь пролилась именно при переброске. Дивизия подверглась бомбардировке с воздуха, когда немцы бомбили станции Бологое и Тосно.

С июля 1941 года Кингисеппский район стал главной преградой на пути гитлеровцев к Ленинграду. Здесь развернулись ожесточённые бои.

С 16 августа 1941 года 281‑я дивизия начала наступательные бои, будучи подчинённой Кингисеппскому участку обороны Ленинградского фронта. В составе 1062‑го стрелкового полка 281‑й стрелковой дивизии Воробьёв Сергей Тимофеевич в должности сапёра участвовал в обороне дороги Ленинград – Кингисепп от наступавших с юга немцев. В середине августа по приказу Ворошилова дивизия пошла в наступление, обернувшееся катастрофой.

С 17 по 19 августа 1941 года она вела почти безуспешное наступление в районе деревень Большое и Малое Тешково в Волосовском районе Ленинградской области, ответным огнём была частично рассеяна и растеряла большинство личного состава.

С возобновлением немецкого наступления на Ленинград в сентябре 1941 года дивизия была оттеснена через Гостилицы к западу от Ленинграда в район города Ораниенбаум (ныне Ломоносов), где вела бои на плацдарме до конца октября 1941 года в районе деревни Порожки.

В октябре 1941 года Сергей Тимофеевич в составе 281‑й дивизии был переправлен в Ленинград, где к 25 октября 1941 года дивизия сосредоточилась у переправ на Невский пятачок. Переправлялась ли дивизия туда, установить не удалось. А в ноябре дивизия была переброшена по Ладожскому озеру из Ленинграда в район станции Погостье, войдя в состав 54‑й армии.

Погостье — название станции и маленькой деревушки на юго-востоке от реки Мги, легло в основу целого участка фронта, сначала Ленинградского, потом Волховского. Лесисто-болотистая местность, простирающаяся на сотни километров вокруг, стала называться Погостьевским выступом. А линией фронта стала железнодорожная насыпь, по одной стороне которой находились соединения Советской армии, по другой — немецкие части группы армий «Север». В звании старшего сержанта Воробьёв Сергей Тимофеевич участвовал в боевых действиях у этой станции.

Погостье упоминается как горячая точка, где сложилась опасная военная ситуация.

...Немцы лезли. Мать-Россия, слушай
Сердцем сёл твоих и городов!
Он на немцев в том бою обрушил
Полностью две тысячи пудов
Чугуна и стали.
Под Погостьем,
Там, где вьётся речка, словно плеть,
Всюду тлеют вражеские кости,
Как и полагается им тлеть!..

Александр Прокофьев
(из поэмы «Россия»)

Дело в том, что полустанок был исходным пунктом при попытке снять блокаду Ленинграда. Здесь начиналась так называемая Любанская операция.

Станция, которая была всего-навсего одним из перевалочных пунктов на длинных коммуникациях, волей судеб оказалась краеугольным камнем обороны. Первые бои за Погостье запустили цепь событий, обернувшихся страшной эпопеей Волховского и Ленинградского фронтов 1942 года. Череда атак и отступлений, кровопролитные сражения буквально за пяди земли...

13 января 1942 года началась Любанская наступательная операция. В рамках её 1062‑й стрелковый полк 281‑й стрелковой дивизии в составе 54‑й армии Ленинградского фронта продолжал вести бои в районе Погостья до 3 февраля 1942 года. А Сергей Тимофеевич ходил в тыл врага для уточнения огневых миномётных точек противника. В ходе одной из вылазок он получил ранение в ногу, но выполнил задачу.

Прадед после восстановления от раны был перераспределён в 35‑ю механизированную бригаду 1‑го механизированного Краснознамённого корпуса. И в июле 1942 года в должности помощника командира взвода около станции Ломоносово города Белый Смоленской области (ныне Тверская) минировал поля и подступы.

Во второй половине сентября 1942 года корпус вошёл в состав 41‑й армии Калининского фронта, где с 25 ноября принял участие в Ржевско-Вяземской операции «Марс» под г. Белый в суровых зимних условиях в лесисто-болотистой местности, ведя бои при наличии сильно укреплённой обороны противника.

В результате боевых действий и оккупации Белый был полностью разрушен. Став ареной ожесточённых сражений против гитлеровских орд, все города окрест, а также господствующие над местностью высоты были напичканы противотанковыми и противопехотными минами.

Калининский фронт наступал сразу обоими своими флангами, добиваясь заметных успехов. 41‑я армия, нацеленная на левый фланг ржевской группировки, начала наступление на город Белый. Утром 25 ноября ударная группа в составе 6‑го Сибирского добровольческого стрелкового корпуса и 1‑го механизированного корпуса, куда входил Сергей Воробьёв, несмотря на метель и малопригодную для наступления местность прорвали оборону противника. А к вечеру 27 ноября передовые части двух танковых бригад мехкорпуса достигли дороги Белый – Владимирское, прервав одну из двух важнейших коммуникаций немецкого 41‑го танкового корпуса.

В такой обстановке Георгий Жуков приказал сместить участок прорыва на левый фланг армии, ближе к Ржеву, а 8 декабря возобновил операцию «Марс». 11 декабря началось новое наступление советских войск.

Почти одновременно с началом наступления на советских солдат обрушился ливень немецких снарядов, и вскоре поле боя было усеяно подбитыми танками и погибшими. Завязался тяжёлый, кровопролитный бой, длившийся весь день. Атака захлебнулась почти по всей линии прорыва, обе стороны несли тяжёлые потери. Взять Ржев войска Красной армии сумели, но ненадолго, а вскоре немцы восстановили свои прежние позиции.

А Сергей Тимофеевич ещё в первый день наступления получил серьёзную рану: осколком мины оторвало правую руку. Как значится в его наградном листе, это было в районе станции Ломоносово. Вероятно, станция существовала на удалении от деревни Ломоносово Бельского района, совсем уж маленькой. Сейчас не существует ни железнодорожной ветки, ни деревни со станцией.

Сергей Воробьев попал в эвакуационный госпиталь № 3394 города Кинешма Кинешемского района Ивановской области, который располагался в здании текстильного техникума и общежития. Сергей Тимофеевич получил инвалидность 3‑й группы, документом выбытия был отправлен домой, в Пилигино.

Дом после бесконечной военной мясорубки казался несбыточной мечтой. Летний день у реки тянется долго, великолепный, сияющий. Тишина. Изредка в омуте плеснётся большая рыба. У берегов шустрыми стайками ходит рыбья мелюзга, водомерки скользят по воде, как конькобежцы, а коромыслики носятся над водой и, грациозно трепеща крылышками, замирают на былинках. (Николай Кузьмин. «Круг царя Соломона»). Родина!

Возвратившись, прадедушка поднял четверых детей. И несмотря на инвалидность 3‑й группы делал абсолютно всю работу по хозяйству, приспособив инструменты и инвентарь к отсутствию руки. Работал счетоводом в колхозе. Был заядлым охотником и рыбаком.

Умер Сергей Тимофеевич Воробьёв 9 августа 1986 года в возрасте 84 лет.

Ему было вручено множество победных орденов. В списке наград по документам архива ЦАМО значатся: орден Славы 3‑й степени (ВС Ленинградского фронта, фронтовой приказ № 1220/н от 22.07.1945), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. » (приказ № 5 от 30.01.1946), орден Отечественной войны 1‑й степени (инициатор: министр обороны СССР от 06.04.1985).

Я горжусь своим прадедом, вкладом, который он внёс в Победу нашей страны. Хотя я видела его только на фотографиях, эту память о нём я буду передавать своим детям и внукам. Он, как и миллионы других бойцов, сражался за наше счастье.

Вечная память погибшим в той войне и низкий поклон выжившим! Сколько бы ни прошло лет после окончания Великой Отечественной войны, мы будем помнить имена наших героев.

Мария ОСЕЙЧУК
(Воробьёва)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА