Четверг, 07 ноября 2024

Редакция

Сельская учительница

В кабинет вошла невысокая, худощавая женщина: «Может, я вам зря звонила, — тихо, будто извиняясь, проговорила она, — но я хочу рассказать о нашей школе».</p> <p style="text-align: justify;"><br /><strong>Первый опыт</strong><br />— На Новгородчину я приехала по распределению в 1952 году, сразу после окончания Кимрского учительского института. Правда, первые пять лет я жила и работала в Поддорском районе. Приехала туда — кругом разрушенные дома, груды колючей проволоки на полях. Четыре года преподавала биологию, химию и географию в семилетней Блазнихской школе. Школа достраивалась при мне. Учителей было человек шесть, все молодые. Только директор школы Владимир Тимофеевич Семёнов и его жена были старше нас. Он в этих краях во время войны воевал в партизанском отряде.  А учеников было много, некоторые приезжали из-за Ловати. Многие ребята ходили в лаптях — только скрип по школе стоял. Одеты были плохо, а учились с удовольствием. На пологом берегу Ловати посадили школьный яблоневый сад. За него мне дали грамоту обкома комсомола и подарок — статуэтку, которые до сих пор храню.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Потом меня перевели инспектором в Роно. Много ездили по району, выступали в агитбригадах. Тогда и познакомилась с мужем, Василием Никифоровичем Грохотовым, заведовавшим районной киносетью. Красивый был, культурный, сильный. Первое время я и не знала, что он участник войны, что в 19 лет в 44‑м ушёл на фронт и воевал до мая 45‑го, что потом служил в армии до 50‑го года. До войны он успел окончить два курса старорусского училища. Василий Никифорович очень хотел быть учителем, и в мирное время занимался самообразованием. Дома хранятся его книги по математике и физике. Позже мы заочно окончили педагогический институт: он в 58 году, я — в 61‑м.</p> <p style="text-align: justify;"><br /><strong>Два директора</strong><br />В 1957 году приказом областного комитета образования нас направили работать в Волотовский район, в Верёхновскую школу: меня — директором, мужа — учителем математики и физики.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Доехали до Славитино, а оттуда на тракторе — в Верёхново. Дороги практически не было. Дали нам на выбор три свободных дома, полуразвалившихся. Выбрали. В одной половине была школьная мастерская, в другой — стол, кровать, плита. Позже построили дом. Здесь родились наши дети. Дочь сейчас живёт и работает в Лесной. Сын живёт со мной. Колхоз выделил участок земли под огород, которым до сих пор пользуемся. Зарплата была небольшая, но мы жили экономно. До образования совхоза местным жителям ведь тоже трудно было в колхозах…</p> <p style="text-align: justify;"><br />Школа была старая, каждый день ремонтом занимались: то полы провалятся, то печки треснут. Через год Василий Никифорович стал директором школы и пробыл им до пенсии, до 85‑го года. При нём построили новую школу, тоже деревянную. В строительстве участвовали родители учеников. Сейчас только по берёзам можно определить, где она стояла.</p> <p style="text-align: justify;"><br />В старой школе все учебные пособия в двух шкафах умещались, а в новой уже показывали учебные кинофильмы. Учеников в нашей школе было много, ребята были хорошие. И коллектив учителей был дружный. Помню всех до одного.</p> <p style="text-align: justify;"><br /><strong>Саду — цвесть!</strong><br />При школе мы сами с ребятами сделали метеорологическую площадку: с флюгером, с барометром. Посадили яблоневый сад. Яблони сажали сортовые. Один из учеников, Серёжа Ботвин, спросил: «Можно я из леса яблоню посажу?» Сам выкопал, посадил. Серёжи уж нет, а яблонька до сих пор плодоносит. Сад-то сохранился, только участок вместе с ним перешёл к частному лицу. Но школа яблоки берёт.</p> <p style="text-align: justify;"><br />У нас и огород школьный был. Даже не огород, а опытные делянки. Всё аккуратно сеяли. Вели дневники наблюдения: записывали какие сорта посажены, какие вносили удобрения, как растут, какой дали урожай. Ребята приходили работать с удовольствием.<br />Также как теперь, готовили учеников к олимпиадам. Наши ученики всегда участвовали в различных мероприятиях. И до сих пор наша школа занимает призовые места. Это, конечно, заслуга учителей.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Сейчас школой руководит Екатерина Александровна Малова, а я помню её ещё девочкой Катюшей. Она всегда хорошо училась. Лариса Кузьмина после окончания училища тоже вернулась в родную школу работать учителем физкультуры. Помню, стучат в дверь, я открываю. Лариса спрашивает: «Можно войти?» «Да вы же теперь учитель, — говорю, — не надо стучаться!». Потом она выучилась и на учителя истории. Горжусь нашей школой, учениками. Жаль, что многих уже нет…</p> <p style="text-align: justify;"><br />Муж мой умер в 2006 году, а я храню все его награды. Мне в декабре будет 82 года. Стараюсь не унывать. Быть в курсе событий помогают газеты, журналы, библиотека. Каждый год выращиваю рассаду томатов и перцев… Я так полюбила эти края, что кажется, что жизнь себе укорочу, если отсюда уеду.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Хрупкая на вид женщина, одетая в строгий учительский костюм, бережно перебирает старые фотографии, Почётные грамоты, газетные вырезки. Это её жизнь, её воспоминания, вызывающие то улыбку, то слёзы. Бережно достаёт из пакета значок «Отличник народного просвещения». Она получила его ещё в 68‑м году и заслуженно гордится им, как самым дорогим признанием её труда.</p> <p style="text-align: justify;"><br /><strong>Послесловие</strong><br />Возвращаясь в редакцию, я вспоминала её рассказ и думала о её детстве, прошедшем в тверской деревушке Филимоново. О том, какого вкуса был концентрат каши, которым подкармливали полуголодных детишек бойцы легендарной Панфиловской дивизии, остановившиеся в их деревне перед знаменитой битвой под Москвой. Как радовались сельчане, узнав об окончании войны. И ещё о том, как приходилось работать всем — и взрослым, и детям, не зная отдыха. Дети сушили сено, пропалывали посевы, убирали лён. Не случайно Нину Александровну наградили медалью «За доблестный труд в годы ВОВ 1941–1945 годов». Да и после войны было трудно. Все каникулы школьники работали, а осенью приносили в школу трудовые книжки колхозника, где отмечались трудодни. Зимой же после уроков трепали лён. Нина, девочка из крестьянской семьи, очень хотела стать учителем, поэтому сама училась хорошо. После окончания школы поступила в учительский институт. Лишь много лет спустя она узнала, что мать сказала про её поступление: «Слава тебе, Господи, одна отпала». Рассчитывать на помощь родителей, растивших младших сестёр, она не могла, поэтому училась хорошо, на повышенную стипендию, и с отличием окончила институт.</p> <p style="text-align: justify;"><br />А ещё я думала о том тяжёлом и вместе с тем интересном времени, когда люди не знали что такое терроризм и над школьным входом писали «Добро пожаловать», а не «Посторонним вход воспрещён». И о замечательной традиции сажать яблоневые сады. Если бы в наше время выпускники сажали на память хотя бы несколько яблонь, то какие бы весной цвели школьные сады!</p> <p> </p> <p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>

В апреле в редакцию позвонила Нина Александровна Грохотова. Ей, прожившей на Новгородчине 60 лет, есть, что рассказать.


Мы договорились встретиться в Верёхнове, где она живёт, в сельской администрации.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА