Суббота, 27 июля 2024

Редакция

О них кино снимают редко

Действительно, инспекторы ГИБДД не часто бывают главными героями детективных историй или кинофильмов, но зато они хранители порядка на дорогах и всегда на виду.

Службу в полиции, независимо от подразделения, не назовешь легкой. Например, в ГАИ это ненормированные будни и подчас беспокойные выходные дни; рабочие праздники, которые уже и не праздники; общение с недовольными, а порой и откровенно хамящими водителями; высокая ответственность за состояние аварийности на патрулируемом участке и многое другое. А если ещё и наделён полномочиями руководителя, то прибавляется ответственность за поступки и здоровье подчиненных.

Об этом и не только беседуем с начальником ОГИБДД ОМВД России по Парфинскому району майором полиции Юрием Владимировичем АСТРАТОВЫМ.

От инспектора до руководителя отдела

— Юрий Владимирович, Вы сознательно выбрали эту профессию?
— Когда проходил срочную службу в армии, а было это в девяностые годы, даже не предполагал, что буду милиционером. (С 1 марта 2011 года в соответствии с законом «О полиции» изменилось наименование одной из главных правоохранительных структур — милиция стала полицией, а сотрудники — полицейскими. — Прим. ред.). Друзья, которые демобилизовались раньше меня, пошли работать в милицию, а я последовал их примеру. И вот уже 25 лет служу в ГИБДД: прошел путь от инспектора до заместителя командира взвода. Получил высшее образование в профильном университете и восемь лет назад возглавил ОГИБДД ОМВД России по Парфинскому району.

— Первое дежурство в патрулировании на дороге помните? И часто ли сейчас приходится этим заниматься?
— Может быть, не самое первое, но одно из первых помню. Оно оказало сильное впечатление. Дежурили на дороге, а было уже затемно. Подозрения вызвал проехавший мимо мотоциклист с пассажиром. Стали преследовать, а через какое-то время он пропал из виду. Позже поступило сообщение из службы скорой помощи, что произошло ДТП. Этот самый мотоцикл угодил в кювет: водитель жив, а пассажир получил серьезные травмы. Зачем надо было убегать, рисковать, подвергать опасности себя и других, платить такой высокой ценой, как здоровье человека?

Сейчас большую часть времени занимаюсь организационной работой: текущий контроль и инструктаж сотрудников, заступающих на дежурство, выписка служебных заданий, анализ и статистика ситуации на дорогах района, отчетность в вышестоящие инстанции и многое другое. Но дежурить на дороге всё равно приходится.

Например, в последних числах марта текущего года на территории района проводили профилактическое мероприятие «Нетрезвый водитель» с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, а также выявления и пресечения фактов управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. За три последних дня, а два из них пришлись на выходные, составили три протокола на таких нарушителей: это многовато, так как раньше за месяц наказывали троих-пятерых недобросовестных водителей.

— Как бы Вы охарактеризовали в целом состояние аварийности на территории района?
— Удовлетворительное и стабильное: за последние годы люди стали более дисциплинированы, серьезнее относятся к своей безопасности. Поэтому и количество ДТП с пострадавшими и погибшими на дорогах района снизилось.

Остановись, лихач!

— Но парфинцы нарушают правила дорожного движения?
— Нарушают. Чаще всего водители не пристегивают ремень безопасности во время движения транспорта; игнорируют переключение фар, въезжая в населенный пункт; перевозят детей без применения специальных кресел или даже стоя, перед передним сиденьем, на котором едет взрослый пассажир. Остановив такого нарушителя и составив протокол, приходится напоминать, что в случае аварийной ситуации ребенок погибнет, а виной всему будет горе-водитель.

Чтобы не было таких и подобных правонарушений, законодатель ежегодно ужесточает административное наказание, направленное призвать к строгому и неукоснительному соблюдению правил дорожного движения. Например, значительно увеличиваются суммы штрафов, а при повторном управлении транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения административное нарушение уже переходит в уголовную ответственность и в соответствии со статьей 264.1. УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию» даже грозит лишением свободы.

— Юрий Владимирович, кто чаще нарушает правила — мужчины или женщины?
— Я думаю, половой признак здесь не имеет значения. Например, нетрезвыми за рулём ездят не только мужчины, но и женщины: недавно останавливали одну пьяную автоледи. Всё зависит от воспитания и сознания водителя. Транспорт — это объект повышенной опасности, двигающийся с приличной скоростью, и, чтобы управлять им, надо обладать опытом и ответственностью перед всеми участниками дорожного движения, в том числе и перед пешеходами. Хотелось бы, чтобы водители — и мужчины, и женщины — помнили об этом, садясь за руль.

— Каким, на Ваш взгляд, должен быть образцовый водитель?
— Человек с хорошим практическим опытом вождения, с мышлением сродни шахматисту. Управляя транспортом, он должен не только смотреть перед собой, а уметь просчитать, предвидеть, предугадать любую дорожную ситуацию, быстро на неё реагировать, быть вежливым и терпеливым ко всем участникам дорожного движения. Без сомнения, иметь водительские права и документы на транспорт. Это, конечно, идеальный вариант. Но если бы таких автовладельцев стало больше, то снизилась бы общая аварийность, меньше бы регистрировалось дорожно-транспортных происшествий, а значит, погибших и пострадавших людей.

— Вам встречались нарушители, «качающие права» или обещающие «сорвать погоны»?
— Было и не единожды. Многие водители недовольны, что их останавливает инспектор ГИБДД, да ещё наказывает за нарушение ПДД. Сейчас общество очень накалено, а люди подчас несдержанны и неуравновешенны, ведь практически у каждого есть какие-то проблемы. Задача сотрудника полиции — не уподобиться им, а быть корректным и вежливым, спокойным, выдержанным и в то же время очень убедительным: если есть нарушение, то наказание неотвратимо.

Бывали и такие случаи, когда нарушитель, особенно в алкогольном опьянении, сначала ведет себя очень агрессивно и, действительно, начинает «качать права», а на следующий день приходит в отдел полиции и благодарит, что инспектор уберег его и окружающих от возможного ДТП, последствия которого могли бы быть непредсказуемыми. Но есть и такие, кто не сознается в своей вине, затаивает злобу на всех сотрудников ГИБДД, которые работают на дороге.

Иногда водители просят не наказывать, не штрафовать, например, за то, что ребенка везут без автомобильного кресла. Стараются давить на жалость, мотивируя тем, что нет достаточных средств на его приобретение или на оплату штрафа. Проводим разъяснительно-профилактическую работу, объясняя, что штраф — это не столько наказание, сколько действенное (потому что затрагивает материальную сторону) напоминание о соблюдении правил безопасности.

И опасна, и трудна

— Детективные произведения, в которых участвуют полицейские, всегда сопровождаются погонями. У Вас они были?
— Конечно, за годы службы приходилось не раз преследовать нарушителей правил дорожного движения. Правда, в жизни преследования прозаичнее, чем в кино. Да и погони бывают разные. Случаются и неординарные. Однажды мы с напарником осуществляли преследование автомашины, которая вызвала подозрение. Поравнявшись с ней, увидели, что за рулём сидит несовершеннолетний подросток. Оружие для остановки транспортного средства, конечно же, применять не стали — за рулём ребенок. Но как заставить подростка остановиться, пока не случилась трагедия? Дошло до забавных вещей: пригодился старый динамик от автомагнитолы, который давно без дела лежал в патрульной машине. Поравнявшись с угонщиком, запустили динамик в боковое стекло. Удар напугал парнишку, он остановился. И, конечно же, сразу был задержан.

— Вы согласны, что «ваша служба и опасна, и трудна...», как поется в известной песне?
— Опасна тем, что, останавливая транспортное средство, сотрудник ГИБДД может столкнуться не только с недобросовестным водителем, но и с опасным преступником. Инспектор должен быть готов к любым нестандартным ситуациям, быть начеку, действовать профессионально и всегда в соответствии с законом, который дает ему особые полномочия и права. А это совсем непросто. Надо быть корректным и выдержанным, тактичным и спокойным и в какой-то мере даже обладать знаниями психолога.

Обидно бывает, когда слышишь такое мнение о нашей работе: «Ну что в этом сложного — стой на дороге и маши жезлом». Да ведь полицейский не просто стоит, он обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения — и водителей, и пешеходов. Он предотвращает аварийные ситуации, когда останавливает потенциальных нарушителей — водителей, не соблюдающих установленные правила.

Если работа сотрудников некоторых структур МВД для окружающих невидима, то инспектор ГИБДД должен быть всегда на виду: его присутствие на дороге останавливает лихачей от необдуманных действий, а это гарантирует безаварийность. Снижение смертности в результате ДТП, а к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности. Выполнение таких целевых показателей предполагает участие в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Наверное, нелишним будет, если недобросовестные водители станут даже побаиваться инспектора: пусть хоть это чувство останавливает их от совершения поступков, опасных для себя и окружающих людей.

Таким был мой первый наставник инспектор ГАИ Владимир Васильев, а начинал службу в Старой Руссе. Его хорошо знали старорусские водители, боялись и уважали, так как нарушители за рулём, особенно в алкогольном опьянении, всегда получали по заслугам.

Надёжный тыл

— С такой работой большое значение имеет надёжный семейный тыл. Ваши домашние не в обиде, что много времени проводите на службе?
— Нет, обид нет. В этом смысле у меня с домашними полное взаимопонимание. Моя жена — дочь милиционера и с детства знает все тяготы нашей службы. Наоборот, она меня во всём всегда поддерживает. Ну а я, в свою очередь, стараюсь каждую свободную минуту посвятить семье. Так что у меня, действительно, надёжный семейный тыл.

— Вы бы пожелали своим детям получить такую профессию?
— У меня дочь. Она учится в десятом классе, скоро ей предстоит выбирать учебное заведение для дальнейшего получения образования. Конечно, уже сейчас много говорим о разных профессиях, в том числе и о работе в структурах МВД.

Наверное, инспектор ГИБДД — это всё-таки не женская профессия, да и служба в МВД, скорее, для мужчин — выносливых, прошедших службу в армии, получивших хорошую физическую закалку. Ведь приходится дежурить и в дождь, и в мороз, и днём, и ночью, а если за рулём неадекватный пьяный водитель, то и успокаивать.

А вообще-то ей самой решать, чему посвятить жизнь: пусть выбирает, а мы поддержим любое решение.

Светлана НИКОЛАЕВА
Фото из архива ОГИБДД ОМВД России по Парфинскому району

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА