Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Слово о настоящем учителе

В июне преподаватель географии и биологии средней общеобразовательной школы № 1 имени Н.А. Некрасова Инна Анджан вошла в число победителей областного конкурса «Лучший учитель 2021».

Истоки

Она родилась в Чудове. В 1986 г. окончила среднюю школу №1 им. Н.А. Некрасова и поступила в Новгородский государственный педагогический институт на естественно-географический факультет (ЕГФ). Как вспоминает Инна Владимировна, любовь к географии ей привил отец Владимир Николаевич Кузьмичёв, который ещё до школы купил дочери физическую карту мира и политическую карту Советского Союза. И маленькая девочка по ним часто «путешествовала», хорошо знала, что и где находится. Любовь к биологии — заслуга мамы Людмилы Владимировны, которая 43 года проработала медицинской сестрой хирургического кабинета поликлиники Чудовской ЦРБ. А также бабушки по материнской линии Варвары Ивановны Фадеевой, привившей любовь к растениям, в первую очередь к цветам, и её супруга Владимира Фёдоровича Финагина, сформировавшего первый детский интерес к животным.

Большую роль в увлечениях и выборе будущей профессии сыграли школьные педагоги Людмила Алексеевна Матвеева, Софья Михайловна Дегтярёва, Анна Николаевна Кувшинцева. Но, в первую очередь, преподаватель географии Вера Ивановна Виноградова. Она же приобщила юную Инну к педагогике — в форме помощи одноклассникам в занятиях по предмету, а затем и по другим дисциплинам.

Заканчивая школу, девушка хотела пойти учиться в медицинский вуз, чтобы стать хирургом. Но сказались ограничения по здоровью, ведь врачам этой специальности приходится стоять в ходе операции часами. И выпускница выбрала профессию учителя, которая ей также была интересна.

В родной школе

После окончания пединститута Инна Владимировна вернулась в родную школу учителем географии. Её знания и активность в этой области быстро оценили коллеги. И уже через три года она стала руководителем районного методического объединения учителей по этому предмету. Постепенно к географии добавились преподавание биологии, химии, экономики, индивидуальные исследовательские проекты.

В 1995 г. она стала педагогом II категории. В 1998-м победителем районного конкурса «Учитель года» и педагогом I категории. В 2000-м аттестовалась на высшую педагогическую категорию. И с тех пор подтверждала её неоднократно. В 2007 г. за многолетний добросовестный труд Инну Анджан наградили Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2019-м — Благодарностью губернатора Новгородской области Андрея Никитина. И это лишь часть её достижений, в основе которых не только хорошее знание современных педагогических методик и любовь к детям. Отвечая на вопрос «Что вы считаете главным в работе учителя?», Инна Владимировна сказала:

— Умение наладить работу не только с учеником, но и с его родителями, так как именно в семье изначально формируются трудолюбие и ответственность. И если они у школьника есть, то педагогу гораздо легче работать. Также очень важно выстроить обучение так, чтобы у ребёнка были свои маленькие «вершины». Постепенно достигая их, он чувствует уверенность, приобретает интерес к учёбе. Поэтому в моей практике за 29 лет работы в школе было немало ребят, которые начинали обучение по географии и биологии довольно слабо, но постепенно росли и к выпуску добивались хороших результатов.

Ещё в своё время в пединституте на ЕГФ меня научили: если хочешь, чтобы тебя понимали, поступай естественно. Поэтому нужно внимательно выслушивать родителей. Корректировать их позицию, если они, например, завышают планку требований к ребёнку. Дать ученику время почувствовать вкус первых побед, чтобы ему было легче учиться дальше. Особенно в условиях последних лет, когда на многие предметы часов стало меньше, а требования к знаниям повысились.

Исследовательская работа

Формирование исследовательских компетенций у учащихся было темой курсовой работы Инны Владимировны ещё в студенческие годы. Под руководством замечательного педагога Веры Николаевны Серовой, автора учебника «География Новгородской области», девушка изучала способы активизации деятельности учащихся не только на занятиях, но и во внеурочной работе. Эти знания она в полной мере использует в преподавательской деятельности.

Уже много лет под её руководством в школе, в первую очередь в руководимых ею классах, ведётся исследовательская работа. Сначала это были географические кружки, которые постепенно переросли в объединение дополнительного образования «Полёт». Его участники регулярно занимаются мониторингом экологического состояния различных природных объектов города и района (рек Волхов, Кересть, Полисть, участков леса, парков). Идёт большая природоохранная работа. Ученики регулярно принимают участие в субботниках и воскресниках по уборке мусора в природе и на пришкольной территории, создали кормушки для парка в Грузине. В школе ежегодно реализуется проект «Поделки из природного материала». Класс под руководством Инны Владимировны занимается разведением, изучением комнатных растений и уходом за ними, как в своём кабинете, так и в учебном здании в целом.

Учащиеся школы регулярно успешно участвуют в экологических и природоохранных конкурсах разного уровня. Так десятиклассница Екатерина Мишина в минувшем учебном году заняла второе место во Всероссийском конкурсе «Познаём Россию и мир с Русским географическим обществом», где было более 3000 соперников. Она же вместе с одноклассницей Лилией Раскатовой стали победителями и призёрами областного детского экологического фестиваля «Зелёная планета», где девушки представляли свои исследования по природе Аракчеевского парка в Грузине. Нужно отметить, что все участники «Полёта» по приглашению Татьяны Гевейлер входят в состав инициативной группы по возрождению этого интереснейшего природного и исторического объекта, идущему при поддержке правительства области и администрации района.

В основе работы — понимание педагогом того, что простое прослушивание или считывание информации малоэффективно. Она быстро забывается. Гораздо важнее, когда дети сами делают пусть маленькие, но открытия. Знания, умения, навыки, полученные таким путём, откладываются надолго. Их проще применить в жизни.

«Не люблю лично участвовать в конкурсах»

Так говорит о себе Инна Владимировна. Она считает, что лучше, когда состязаются её ученики. Ведь времени у учителя постоянно не хватает. Поэтому его лучше потратить на работу с ребятами. И гордиться надо не личными достижениями, а успехами своих учеников. Например, таких, как выпускник школы этого года Константин Юрахно. Он занимался у Инны Владимировны с 7 класса. И все пять лет отличался трудолюбием и страстью к экономике. Очень быстро впитал теорию и прорешал все доступные на школьном уровне задачи. Большую помощь ему оказали преподаватель гимназии «Логос» Наталья Виноградова и старший брат Евгений. Константин также воспользовался возможностями интернета, обучаясь на различных платных и бесплатных курсах. Весь опыт он передал Инне Владимировне, чтобы им могли воспользоваться и другие учащиеся. В девятом классе парень стал призёром областной олимпиады по экономике, а в десятом — её победителем. В прошедшем учебном году — победителем областной (с огромным отрывом от второго места) и призёром Всероссийской олимпиады, обеспечив себе возможность внеконкурсного поступления в любой экономический вуз страны.

Крепкий тыл

Конечно, все успехи и достижения как педагога, так и её многочисленных учеников, были бы невозможны без серьёзной семейной поддержки. Её уже 28 лет оказывает Инне любимый муж Андрей. Когда у жены не хватает времени, он делает всю необходимую работу по дому, не деля её на мужскую и женскую. При этом, как шутит Инна Владимировна, другой жизни, кроме как с учителями, он не представляет. Супруг работает водителем, но его отец Альберт Брониславович был директором школы, мать Валентина Фёдоровна — учителем начальных классов. К родителям регулярно приезжает сын Владимир, работающий на химическом производстве в Санкт-Петербурге. Свободное время, которое бывает в основном в дни летних каникул, Инна Владимировна посвящает работе на огороде и разведению цветов.

Поздравляем Инну Анджан с высоким достижением. Пусть ваша работа, Инна Владимировна, ценится, старания и надежды оправдываются. А ученики пусть будут такими, какими можно гордиться.

Александр ЕРОХИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА