Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Искусство отдавать

Елена МЕТЕЛЬСКАЯ, учитель начальных классов средней школы № 1, куратор РДШ школы, стала одним из победителей областного конкурса «Лучший учитель».

Елена Владимировна вот уже 28 лет работает с самыми маленькими учениками. И вкладывает в процесс много труда и частичку себя. Иначе нельзя, считает педагог, потому что начальная школа — это основа, именно здесь начинается формирование личности и закладывается характер.

Сегодня Елена Метельская — наш собеседник.

— Как начиналась Ваша педагогическая биография?
— В школе работаю с 1993 года. Окончила первую городскую школу с серебряной медалью, но в институт поступать не стала, хотелось скорее начать преподавать. Поэтому после двух лет учёбы в Боровичском педагогическом училище я вернулась в родную школу. Трудовую деятельность начинала сложно: не всё получалось, была не уверенной в себе. Работала в «нулёвке» на базе детского сада № 8 с шестилетними детьми. Тогда существовала такая практика, так как только начинался переход на 4‑летнее обучение в начальной школе. Вела все предметы, в том числе и физкультуру. Почти сразу поступила в Новгородский университет имени Я. Мудрого, который успешно закончила в 1997 году.

Хочу сказать большое спасибо директору школы Николаю Степановичу Бубнову, заместителю директора по учебно-воспитательной работе по начальной школе Наталье Андреевне Ходаковой, которые оказывали мне всемерную поддержку и сыграли большую роль в моём становлении как учителя. Именно Наталья Андреевна предложила мне впервые поучаствовать в конкурсе «Учитель года» в 2000 году. Тогда я победила в школьном, районном уровнях и достойно выступила на областном.

— На Ваш взгляд, что поможет любому школьнику хорошо учиться и быть успешным?
— Для начала расскажу о принципах моей работы. Целью своей деятельности считаю создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. В работе всегда руководствуюсь девизом: отдавать всю доброту и любовь детям, раскрывать в каждом воспитаннике творчество и талант, быть выдержанной, не терять самообладания, проявлять инициативу и творчество.

А ребёнку, чтобы быть успешным, прежде всего, должно быть интересно в школе, отсюда появится и результат. Но в основе всего должны лежать трудолюбие и целеустремлённость. Эту мысль я красной нитью пропускаю через каждый урок, учебный день. И большинство моих детей уже сейчас ставит далёкие цели, а также учатся под моим руководством анализировать достигнутое и то, что ещё не доработали и по какой причине.

— Гордость любого педагога — это его ученики.
— Я помню всех своих выпускников, с удовольствием слежу за их жизнью и успехами. Мы переписываемся во ВКонтакте, и очень приятно осознавать, что ребята помнят, что было в их школьной жизни. А значит, все наши задумки, мероприятия, встречи, акции, вложенный труд и частица души — всё было не зря. Очень горжусь пятью золотыми медалистами этого года — Марией Волковой, Ксенией Запорожской, Валерией Рассказовой, Алиной Удинцевой, Екатериной Яковлевой. Особенно ценно, что мои девочки не просто учились в школе, но и активно участвовали в её жизни, проявляя инициативу и творчество. Именно этого я и добиваюсь своей педагогической деятельностью.

— Как появилась идея организовать в школе ячейку Российского движения школьников? Какие возможности РДШ представляет каждому ученику?
— Присоединиться к Российскому Движению Школьников предложили мои ученицы, которые потом и развернули всю эту деятельность, — Ксения Запорожская, Алина Удинцева, Екатерина Яковлева, Мария Волкова и Анастасия Коршак. Я поддержала их инициативу и стала куратором. Было это в 2018 году. Потом к нам стали присоединяться и ребята из других классов. 27 февраля 2020 года в школе была официально зарегистрирована первичная ячейка РДШ. В этом учебном году к движению присоединились и мои третьеклассники.

Активисты РДШ организуют различные программы, конкурсы, мероприятия, классные часы, принимают участие в районных, региональных и Всероссийских конкурсах, проводят уроки дублёров, участвуют в школьных праздниках и ключевых делах, благотворительных акциях. Чего хотелось достичь? Прежде всего, РДШ — это актуально, это в ногу со временем, это поддержание и развитие инициативы школьников, доказательство их значимости. Каждый из ребят, входящих в состав РДШ, имеет возможность не только работать в команде, но и самостоятельно принимать участие в различных акциях и конкурсах, что способствует социализации — дети получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

— Одной из инициатив ребят из РДШ стало создание школьного телеканала.
— Да, в ноябре 2019 года заработало школьное телевидение. Ребята создавали свои программы, монтировали ролики, загружали на YouTubе, публиковали на страничке школы во ВКонтакте. На данный момент в свет вышло 57 роликов.

Иван Метельский взял за основу проект РДШ «Классные встречи», но решил реализовать его в своём формате — видеоинтервью с учителями школы, выпускниками прошлых лет, с лидерами РДШ школы. Вера Зубова назвала свою программу School News, где она представляла подробности школьных мероприятий и акций РДШ. Также на канал мы загружаем ролики, которые создают ученики школы. В 2021 году мы с ребятами создали первую программу с моими третьеклашками «Детское время», которую посвятили Дню детского телевидения и радиовещания. С удовольствием ждём новых участников и надеемся, что канал продолжит свою работу.

— Елена Владимировна, Вы являетесь организатором и руководителем ученических исследований.
— Много лет с учениками трех своих выпусков мы занимались исследовательской деятельностью в рамках уроков и внеурочного курса «Я — исследователь». Данная работа продолжается и сейчас, и этот процесс активно вовлекает учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Ребята учатся наблюдать, проводить исследования, ставить эксперименты, описывать результаты своей деятельности в исследовательских работах. Их работы занимали и занимают призовые места во Всероссийских исследовательских конкурсах, в районном и областном этапах исследовательского конкурса «Отечество».

Также с 2020 года веду кружок «Легоконструирование и робототехника» по разработанной мною программе. На занятиях мы с детьми создаём обычные и движущиеся модели на базе конструктора WE DO, участвуем в школьных выставках технического творчества. И есть уже первая победа во Всероссийском конкурсе с движущейся моделью «Колесо обозрения».

— По Вашему мнению, каким должен быть педагог будущего? И как это отразится на организации учебного процесса?
— Педагог будущего, впрочем, как и педагог настоящего, — это педагог, желающий работать, творческий, с множеством идей, которые он готов реализовать в своём классе и на уроке, и во внеурочное время. Тогда учебный процесс будет не скучным и обязательным, а интересным и результативным.

Я считаю, что вообще не важно, по какой программе работает учитель. Главное, КАК ты работаешь.

И конечно, ни один учитель начальной школы, даже самый опытный, не сможет достичь желаемого без поддержки родителей своих учеников. Именно на них ложится важная роль в начальных классах: направляющая, контролирующая, а иногда даже и обучающая под контролем учителя.

Говорю всем родителям, с которыми я за эти годы работала, большое спасибо за понимание, помощь, поддержку, ежедневный труд и желание видеть своего ребёнка успешным.

— Добавьте, пожалуйста, несколько штрихов к своему портрету.
— То есть когда я выхожу из стен школы и возвращаюсь к обязанностям жены, хозяйки, мамы? Могу сказать точно, что у меня очень мало свободного времени в учебном году и на каникулах тоже. Моя голова устроена таким образом, что постоянно думает о работе, анализирует пройденный этап и планирует будущий. Но если все-таки отдыхаю, то люблю смотреть лирические кинофильмы, юмористические программы, заниматься выращиванием цветов, бывать на природе.

У меня двое детей. Иван учится в школе. Воспитываю его только своим личным примером и антипримером некоторых. Моя взрослая дочь Анна Андреевна, как и я, работает учителем начальных классов. И я рада, что ей нравится эта работа, и что её ценят ученики и родители.

Беседовала Светлана КУРДЮКОВА
Фото из архива Елены Метельской

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА