Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Рисовать с радостью,

или Как увлечь детей и взрослых изобразительным искусством

В майские дни фойе Парфинского КДЦ было похоже на музей изобразительных искусств: сначала земляков приглашали посетить выставку «Огонь войны души не сжёг» юных художников парфинской детской школы искусств и арт-студии культурно-досугового центра «Palette». Затем её сменил другой вернисаж, где ученики арт-студии отчитывались за нынешний творческий сезон. Воспользовавшись предложением организаторов выставки, посмотрела работы и побеседовала с руководителем арт-студии «Palette» Екатериной ПЕТРОВОЙ:

Талантливые и разные

— Екатерина Николаевна, этот год был удачным для студии?
— Наверное, да. Студия существует второй год, и нынешний творческий сезон отмечен приятными моментами, новыми идеями, необычными проектами, выставками, самая первая из которых была посвящена родному краю, а в представленных пейзажах мои ученики изображали любимые места: рисовали по памяти, по фотографии, фантазировали. Другая — посвящена зиме и Рождеству, картины можно было не только посмотреть, но и приобрести. Таким образом решили поучаствовать в пополнении фонда благотворительного марафона. Торжественно завершили и этот творческий сезон, собрав в синем зале культурно-досугового центра ребят и их родителей: вручила юным художникам дипломы за успехи, победы в конкурсах, участие в районных выставках. Например, недавно занимается в студии Настя Кривонос — на отчетной выставке представлена её работа «Ангел-хранитель». В этом году она иллюстрировала книгу «Зимние сказки» парфинской писательницы Светланы Лакомской, её же рисунок и на обложке издания. В проекте участвуем второй раз, и в книжках этого автора есть иллюстрации студийцев.

Творчества и оптимизма не занимать Дарине Соловьевой и Полине Маляевой: на последней выставке можно увидеть их работы «Тихая ночь» и «Письмо из дома». Они предлагают свои идеи, с удовольствием участвуют в реализации любых предложений, активны в художественной самодеятельности ДК.

О каждом студийце можно сказать немало приятных слов. Они все молодцы.

— Вы, наверное, их часто хвалите?

— Нет. Если хвалю, то не ради похвалы, а за конкретный результат. Стараюсь быть честной и индивидуальной в общении с каждым. Ребята должны понимать, что приходят учиться, а это связано с удачами и ошибками, которые надо исправлять. Одни дети ранимые и обидчивые, другие — адекватно воспринимают строгость: все они разные, и к каждому ищу подход. Ну а уж если молодец, то не скуплюсь на похвалу. Ученик должен видеть, что его старание, трудолюбие заметили и оценили. Значит, в творчестве он движется в правильном направлении.

Любим неординарное

— Что больше всего любят рисовать Ваши ученики?
— То, что сложнее: это сначала пугает, потом вызывает интерес, а от результата все получают удовлетворение. Так было с информационно-наглядной выставкой «Невозможное возможно. Идеи, меняющие мир». Предложила ученикам при помощи красок и карандашей показать и рассказать о некоторых изобретениях, которые стали прорывом в науке, а сейчас используются каждый день, облегчая наш быт. Но при этом надо ещё и рассказать школьной аудитории об изобретении и его авторе.

Идея юным художникам понравилась, решились бросить вызов новым сложностям и трудностям. Первая часть задуманного — нарисовать — не составила особого труда. Сложнее — выступить со своей картиной перед зрителями, ведь художник чаще всего остаётся в тени, оценивают только его работу. Мои девочки не привыкли к публичности: за них говорят картины. А на этот раз они показали, что умеют не только замечательно рисовать, но и рассказывать, отвечать на любые вопросы.

Мероприятие, организованное в ДК районного центра, прошло удачно, все справились с волнением, а зрителям понравилась такая форма вернисажа. Мы получили приятный отзыв на нашу работу, поделились своими впечатлениями и подвели итог — это очень интересно, стимулирует к новым идеям и неординарным планам.

Анастасия Кривонос

— Наверное, это не единственный творческий проект?
— Студийцы с удовольствием участвуют в акциях вместе с волонтёрами культуры, каковым являюсь сама. Такие мероприятия дают позитивный настрой, способствуют улучшению понимания и общения друг с другом. Например, в одном из проектов ребята рисовали совместно с представителями районной ветеранской общественности. Приятное общение, плодотворная работа, тёплая атмосфера — такие впечатления остались от встречи у представителей двух поколений. Участвовали в акции «Спасибо медикам»: нарисовали плакат в поддержку наших врачей, вручили его в поликлинике с добрыми пожеланиями. К Всемирному дню философии приняли участие в проекте библиотеки им. В. И. Ленина (г. Санкт-Петербург); в акции «Ночь искусств». А еще был онлайн-обзор выставки рисунков, проект ко Дню матери и многое другое.

Радость, а не обязаловка

— Екатерина Николаевна, кто приходит в студию заниматься? И ведётся ли строгий отбор?
— С удовольствием принимаю всех, никому не отказываю, правда, кабинет, отведенный для занятий, способен единовременно разместить до десяти человек. При первом знакомстве провожу пробное занятие. Это не экзамен, просто хочу понять, что умеет ребенок.

Приятно, когда дети сами изъявляют желание учиться рисовать и приходят в студию сознательно, а не под давлением родителей. Посещение любого кружка, секции, студии должно доставлять радость, а не быть обузой, обязаловкой. Хотя иногда именно родители видят в ребенке искорки таланта в изобразительном искусстве, поддерживают его желание, способствуют и не препятствуют развитию и становлению.

В течение этого творческого сезона в студии занималось несколько групп. Стандартные занятия проводятся для младшей группы, которую посещают дети из начальной школы, хотя есть воспитанники и из старшей группы детсада. Средняя группа студии, подрастающая и переходящая в старшую, — это школьники.

Есть группа детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Мне порой кажется, что именно с ними работать легче. Они очень отзывчивые, всем интересующиеся, улыбчивые и доброжелательные. У каждой группы свой темп обучения, но стараюсь проводить и смешанные занятия, чтобы дети общались, учились друг у друга.

— А чему их учите Вы?
— Азам и основам изобразительного искусства: техникам — акварель, гуашь, пастель, графика и другие, жанрам — пейзаж, натюрморт, декоративный рисунок. В этом году впервые вышли на пленэр (живописное отображение натуры при естественном освещении) на площадь ДК в районном центре: в прошлом году это помешали сделать ограничительные мероприятия в связи с пандемией коронавируса. Планируем поход на природу.

Талант требует трудолюбия

— Екатерина Николаевна, в студии есть будущие великие художники: сейчас это можно определить с какой-то долей вероятности?
— Конечно. Только без трудолюбия и терпения, старания и настойчивости ничего не получится. Мои ученики иногда спрашивают: «Сколько надо времени, чтобы хорошо научиться рисовать?». Рассказываю им на своём примере.

Люблю рисовать с самого детства. Когда пошла в 1 класс образовательной школы, сразу же поступила на художественное отделение парфинской детской школы искусств, где отучилась 9 лет. Правда, с удовольствием параллельно занималась и пением, и танцами, но времени на всё не хватало. Благодарна родителям, которые тогда помогли сделать выбор: из моих многочисленных творческих увлечений серьезно отнеслись к обучению в художественном отделении. Потом поступила в колледж искусств — ещё четыре года: специализация «графический дизайн, преподаватель изобразительного искусства». Сейчас преподаю в арт-студии и продолжаю учиться: посещаю мастер-классы, курсы повышения квалификации и на этом «мои университеты» не окончены. Заочно учусь в НовГУ имени Ярослава Мудрого на дефектолога. Все эти знания, пусть и не касающиеся напрямую изобразительного искусства, уверена, помогут в будущем. И вообще, много знаешь — многому сможешь научить других.

— А как художник Вы для них тоже пример? Над чем сейчас работаете?
— К сожалению, на личное творчество совсем не остаётся времени: 24 часа в сутки — для меня слишком мало. Рисую, только когда провожу занятия в студии или даю мастер-класс, но верю, что придёт время, когда сяду за холст и реализую свои идеи. А их немало.

Много времени занимают обязанности заместителя директора КДЦ: с этого года занимаю эту должность. А ещё пишу сценарии, участвую в культурно-массовых мероприятиях: какую бы должность в культурно-досуговом центре специалист не занимал, мы все — культработники, и это звание обязывает участвовать во всём, что происходит в КДЦ.

А ещё надо уделить время семье: мужу Евгению и сыну Святославу. К счастью, они понимают специфику моей работы. Женя — руководитель студии гитарного мастерства «Парадигма». Трёхлетний сынишка с удовольствием приходит в мою студию порисовать, и ученики ему всегда рады. Если же что-то репетирую на сцене, он стоит за кулисами и сам готов поучаствовать.

Замечательный островок

— А взрослые «на огонёк» студии заглядывают?
— Конечно. Это группа правополушарного рисования. Наука подтверждает: рисовать может каждый, независимо от таланта и художественного образования. Полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию»: левое отвечает за математические вычисления, логику; правое — образное, творческое — за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Например, надо нарисовать дом: левое полушарие превратит его в набор геометрических фигур — квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). Но если включить правое полушарие, то рисунок выйдет более детальным и живым. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже». И у моих взрослых учеников это получается. Они рисуют картины, повторяя за мной мазки кисти, какие-то элементы: не зная теории изобразительного искусства, они копят по памяти свой багаж знаний. Может показаться, что они повторяют мою картину, но несмотря на это у каждого получается своя, индивидуальная, непохожая.

Почему люди в таком возрасте приходят в студию? Наверное, потому что у них появилось больше свободного времени, требуется общение, отдых для души, а всё это и даёт атмосфера студии. К тому же правополушарное рисование несёт большую пользу: улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику, развивает воображение, повышает самооценку, помогает расслабиться.

— Когда создавали студию, какие цели и задачи ставили?
— Научить детей рисовать и фантазировать. К сожалению, с воображением у современных детей сложно. Если даю какую-то тему, сразу слышу: «Сейчас посмотрим в Интернете». «Нет, мои дорогие, откладываем телефоны и рассуждаем», — говорю им в ответ. Мечтаю создать в студии такое творческое пространство, где было бы комфортно и детям, и взрослым: с пользой провести время, заняться любимым делом, развить тягу к творчеству. Пусть наша студия станет тем островком, куда будут приходить люди разных возрастов и всем здесь будет интересно.

Беседовала Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА