Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Лицом к лицу

Предстоящий в следующем году ремонт 60 километров межмуниципальных и местных дорог, подключение домовладений к природному газу, активное расселение аварийного жилья. Эти темы стали главными 16 июля на встрече маловишерцев с высокопоставленными представителями исполнительной власти региона. Но не только они...

Встреча проходила в рамках проекта «Социальный маршрут», инициированного органами исполнительной власти области и фракцией партии «Единая Россия» областной Думы. Формат её не был абсолютно новым для маловишерцев, но интерес вызвал однозначно. Удушающая июльская жара не стала препятствием для десятков горожан, у которых есть вопросы к представителям исполнительной власти, а также желание иметь информацию из первоисточника. То есть от людей, принимающих решения и обязанных отвечать за свои слова, а не от агентства ОБС, в которое всё больше превращаются социальные сети.

Организаторы сделали всё от них зависящее, чтобы свести к минимуму опасность распространения коронавируса: расставленные на расстоянии друг от друга кресла в зале кинотеатра «Маяк», измерение температуры при входе и даже заранее обговорённый регламент встречи — полтора часа, время, на которое рассчитана медицинская маска.

Глава района Николай Маслов представил участников разговора: Артём Литвинов — первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области; Андрей Майоров — министр цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий; Ирина Николаева — министр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса; Максим Бомбин — исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Новгородской области, член общественного совета при министерстве инвестиционной политики области и Делового совета Маловишерского района.

Обсудить нынешние проблемы и наметить планы на будущее дорожного хозяйства предложил Артём Литвинов. Есть два вида субсидий, которые министерство как главный распорядитель бюджетных средств выделяет району — на формирование муниципального дорожного фонда (содержание дорог и губернаторский проект «Дорога к дому») и капитальный ремонт дорог.

В 2019 году на эти цели было выделено 33 млн рублей, в 2020-м — 36,7 млн. Замминистра назвал улицы и дороги, которые были приведены в порядок. Перечислять их в очередной раз нет смысла, читатели «МВ» о них знают. Отдельную субсидию в прошлом году район получил на проектирование автодорог по аллеям — Липовой, Рябиновой, Берёзовой, Кленовой. Только проект обошёлся в 900 с лишним тысяч рублей. Когда появятся средства непосредственно на само строительство дорог между микрорайоном Лесной и новой школой, пока сказать трудно.

В текущем году дорожная субсидия составила 60 миллионов. Часть работ уже выполнена. Завершается ремонт трассы Спасская Полисть — Боровичи, проходящей по территории района. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» выполнено устройство бетонного покрытия на дорогах Большая Вишера

— Луга (2 км, 10 млн руб.); подъезд от региональной трассы к Оксочам (около 8 км, 63 млн); подъезд к Веребью (3 км, 20 млн); подъезд к станции Мстинский Мост (1,5 км, 12,3 млн); дорога Малая Вишера — Пустая Вишерка (3,5 км, почти 19 млн), подъезд к станции Гряды (11,6 км, 5 млн рублей), дорога Новоселицы

— Порыхалово (2,7 км, 5 млн). До конца года, сообщил Артём Литвинов, будут завершены работы по благоустройству этих дорог: обочины, разметка, дорожные знаки.

На 2022 год планы очень серьёзные. Есть контракты на подъезды к деревням Борок (3 км) и Кривое Колено (2 км), ремонт дорог Бурга — Уезжа (6 км), Веребье — Голышино (13 км), Дворищи — Парни (21,6 км), Малая Вишера — Поддубье (14 км).

По территории района пролегают 16 автобусных маршрутов. По мнению замминистра, с учётом количества населённых пунктов и числа жителей маршрутная сеть оптимальна. Обслуживающий парк молод — средний возраст автобусов составляет два года. Недоумение в зале вызвало упоминание двух городских маршрутов. Для наших жителей это прошлое («двойка» давно не ходит) и будущее — автобусное сообщение изменится с пуском в эксплуатацию детского ясли-сада на 1-й Парковой улице. А востребован маршрут наверняка будет, что и подтвердили выступления из зала.

Жительница города Надежда Царёва поведала о своей безуспешной борьбе за ремонт Балочной улицы (грунтовка 5-й категории, менее 200 машин в сутки), по которой «невозможно пройти», и предъявила обширную переписку со всеми инстанциями вплоть до обращения на прямую линию с президентом страны. Объяснения, что в первую очередь при ограниченном бюджете дорожного фонда ремонтируются улицы, по которым есть решения суда, Надежду Васильевну категорически не устраивают. Артём Литвинов записал просьбу и ещё раз подчеркнул, что хотя суммы на ремонт с каждым годом увеличиваются, быстро привести в порядок все дороги нереально (только в городе их протяжённость больше 80 км), а стоимость ремонта километра грунтовой дороги составляет от одного до двух млн рублей.

Галина Щеглова перечислила проблемы, с которыми к ней «как к секретарю райкома КПРФ обращается население»: несвоевременное грейдирование улиц с грунтовым покрытием, подходы к водоразборной колонке на улице Некрасова; переход через железную дорогу и состояние тротуара под путепроводом на улице Гоголя. (Наземный переход на Северной упоминается всегда и всюду, хотя всем уже ясно, что сотворить волшебство не смог бы и сам старик Хоттабыч, сколько б раз ни возглашал своё знаменитое «трах-тибидох». Но на площадь Островского, в управление Октябрьской железной дороги, глава района и председатель Думы наведываются регулярно и очень надеются, что не зря). А вот кусок запущенного до безобразия тротуара между улицами Революции и Германа Титова вдоль региональной дороги, пообещал Артём Литвинов, будет отремонтирован в этом году.

Важный вопрос поднял Виктор Зимовой. Дорог ремонтируется, и правда, много, но насколько хорош контроль качества работ? Действительно, стоит только взглянуть на асфальт по краям проезжей части хотя бы в конце улицы Гоголя или дороги в Пустую Вишерку. Где-то он «поплыл», где-то «висит». Замминистра дорожного хозяйства пояснил, что по городу администрация должна заключать договор на независимый дорожный контроль (многие замечали выборки керном в асфальте), а у заказчика по региональным и межмуниципальным дорогам есть своя лаборатория. (Думается, что есть здесь извечный конфликт между количеством и качеством. Из-за желания быстрей разобраться с ямами и колеями в условиях ограниченных ресурсов заказчикам ремонта приходится ограничиваться минимальными требованиями. Пример из прошлого. Перед 170-летием города приведено в порядок множество улиц. Да, за восемь прошедших лет пришлось делать ремонты, но дороги служат и сегодня. А тогда стояла дилемма: 4 скромных сантиметра асфальта — и 20 проезжих улиц или 8 надёжных сантиметров — и обиды жителей, которым пришлось бы ещё несколько лет ждать ремонта своих дорог).

Некоторые предложения показались новыми лишь их авторам. Во всяком случае читатели «МВ» хорошо знают, что дорога и тротуар от Набережной по 2-му Набережному переулку и улице 3 КДО до пересечения с Полевой спроектированы и будут строиться в 2022 году, а на пересечении Новгородской и Мира нынче появятся «лежачие полицейские». Среди других просьб — дорога к Глутно, «где строятся домики на продажу»; тротуар от дома 32 по Лесной улице до автобусной остановки; дорога в Горнешно, «где живёт семья с тремя детьми, которых приходится возить к школьному автобусу»; транспортная доступность Гряд.

В понятие цифрового развития, сказал министр Андрей Майоров, входит всё, что касается коммуникаций. В прошлом году к скоростному интернету были подключены школы в Малой Вишере и Подгорном, техникум, пожарные части. Для устранения цифрового неравенства в сёлах с населением больше ста человек появляются точки Wi-Fi, которыми все могут пользоваться бесплатно. В Веребье и Грядах они уже есть, на очереди — Мстинский Мост, Дворищи и Подгорное.

Из-за особенностей рельефа местности на Мсте в нескольких населённых пунктах нет цифрового телевидения, тех самых 20 бесплатных каналов. Время от времени на это жалуются дачники и постоянные жители деревень. Изменить что-то, признал Андрей Майоров, сейчас нереально — таких государственных программ не существует. Остаётся пользоваться спутниковым телевидением, как и спутниковым интернетом, которые предоставляют «НТВ+» или МТС на платной основе.

Сотовую связь обеспечивают коммерческие организации. Обязать их поставить вышку там, где это явно не окупится увеличением числа абонентов, невозможно. Поэтому не стоит обижаться, если на даче не ловит «Мегафон», а есть только «МТС». Сейчас не слишком сложно перейти от одного оператора к другому, не меняя телефонного номера.

Коснулся министр и дискуссии, что возникла несколько месяцев назад на вишерском форуме из-за строительства вышки сотовой связи рядом с Лесной. Часть граждан уверена, что радиоволны способны повредить их здоровью, другая часть не понимает, зачем отказываться от прогресса, тем более что в больших городах подобное оборудование давно стоит на крышах жилых домов. Андрей Майоров заверил, что последнее слово остаётся за Роспотребнадзором.

Ирина Николаевна, что называется, сразу же взяла быка за рога. Тема газификации интересует сегодня очень многих. На этой неделе принимаются заявления от собственников частных домовладений, которые находятся в населённых пунктах, где есть газовая труба, желающих подключиться к природному газу в 2022 году. Те, кто не разобрался пока в своих финансовых возможностях или не успевает подать заявление прямо сейчас, газ тоже получат, но только немножко позже (все подробности — на 7 странице). Собственник может обратиться в администрацию района или непосредственно в газовый участок.

Главная деталь: всё, что касается строительства газовых сетей до границ участка, профинансирует «Газпром», хозяевам придётся заплатить за проектирование и строительство газовых сетей в границах своего домовладения и за оборудование. Это и является социальной газификацией в рамках исполнения поручения, которое дал президент Путин. Ирина Юрьевна напомнила, что существует областной закон, по которому малоимущим гражданам половина расходов на газификацию жилья может быть компенсирована через органы социальной защиты.

В этом году в районе намечен капитальный ремонт 11 многоквартирных домов, в пяти домах он уже выполнен. На 2022 год запланирован ремонт 26 МКД.

Новость о том, что расселение аварийного жилья начнётся уже в этом году, а не в 2023–2024, как планировалось ранее, обрадует многих обитателей пришедших в негодность домов. Огорчает только, что новые дома строить в Вишере не будут. Как сказала министр ЖКХ, «не очень хорошо это у нас получается». Жильцы аварийных домов получат деньги в части возмещения за изымаемую недвижимость и смогут купить себе жильё на вторичном рынке.

Министр инвестиционной политики области Денис Носачёв не смог приехать в Вишеру, поэтому на вопрос Заирбека Меджидова, касающийся перспектив Вишеры, в пределах своей компетенции ответил Максим Бомбин. Инвестиции — слово красивое, но важнее то, что за ним стоит — рабочие места, деньги в бюджет. Сумма инвестиций в этом году исчисляется частными и бюджетными миллиардами на модернизацию производства ООО «Хасслахерлес», а также строительство школы и садика. А вот что касается привлечения новых инвесторов... Максим Евгеньевич сообщил, что из 11 инвестиционных площадок района пять являются приоритетными, включены во все областные каталоги, предлагаются на всех форумах и выставках экономической направленности, но без особого успеха. Сельскохозяйственным фирмам, например, нужны площади от тысячи гектаров и более, Маловишерский район таких предложить не может.

Агентство развития области как минимум два раза в месяц получает запросы. Стенами и территорией стекольного завода, например, только за последнее время интересовались пять потенциальных инвесторов, но тем дело и кончилось. Поэтому сейчас ставку приходится делать на малый и средний бизнес. Кстати, число предпринимателей и самозанятых граждан в районе растёт, но только небольшая часть из них использует существующие возможности и владеет полезной информацией. Всё это происходит из-за разобщённости местного делового сообщества, уверен Максим Бомбин.

В конце встречи маловишерцы смогли обсудить накопившиеся у них вопросы с гостями из областного центра лично (на снимке).

Вопросы и ответы слушала
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА