Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Место погибели — «Дулаг‑320»

Трагедиями не меряются. Но всё-таки лестно сознавать, что именно с памятного мемориала у батецкой деревни Жестяная Горка началась повсеместная активизация поискового движения в рамках проекта «Без срока давности».

Звериное лицо геноцида

Напомним ход событий: новые находки и исследовательская работа на месте массового расстрела мирного населения, выявление «забытых» архивных документов и, наконец, суд в Батецком, официально признавший деяния «тайлькоманды» геноцидом. Всё это дало известный толчок выявлению новых адресов подобных трагедий. Сколько их в одной только многострадальной Новгородчине! Ямы-могилы на станции Чудово‑II. Там на месте бывшего пересыльного лагеря вскрыли 12 рвов длиной 50, шириной 4 и глубиной 3 метра с останками 53 200 пленных и местных жителей, включая женщин и детей. Или Демянский лагерь, где фашистами загублено более 100 тысяч военнопленных и мирных жителей. А всего таким образом в нашей области погибло 186 760 человек. Цифры-то какие...

Впрочем, почти всю войну наша область была Ленинградской. И многие ли знают, какие страшные находки времён войны обнаружили недавно в соседнем городе Луге?

...Улица Дмитриева находится в так называемой заречной части города. Застраивался район с 1953 года. Это тихий, утопающий в зелени частный сектор. Но далеко не все знают, что он в прямом смысле построен на костях. Именно здесь в 1941 году фашисты организовали пересыльно-фильтровочный лагерь «Дулаг‑320», предназначенный для военнопленных. По приблизительным подсчётам, от рук оккупантов с 1941 по 1944 год в нём погибло порядка 11 тысяч человек.

А это событие произошло прошлым летом. Поисковиками из местного отряда «Витязь» и военнослужащими отдельной гвардейской мотострелковой бригады общевойсковой армии ЗВО было обнаружено массовое захоронение. Из земли подняли останки 134 тел, в том числе детских. Криминалистическое сопровождение работ обеспечивал Криминалистический центр Следственного комитета в Петербурге. Сразу было заведено уголовное дело по статье «геноцид». По сохранившимся частям скелетов, фрагментам формы, а также архивным документам определили, что фашистами в яму были сброшены тела солдат и офицеров 41‑го стрелкового корпуса, а также гражданских лиц из пересыльно-фильтровочного лагеря «Дулаг‑320».

Как это начиналось

Лужский оборонительный рубеж протянулся от Финского залива до озера Ильмень. Летом 1941 года именно он остановил наступление немцев. Бои длились 47 дней, и лишь к середине августа фашистские соединения прорвали оборону на флангах.

Защитники лужского участка, находившегося в центре обороны, вынуждены были отойти с тяжёлыми потерями. На них началась охота. Тем временем с восточной стороны в Лугу вошли передовые соединения немцев. С 24 августа 1941‑го по 12 февраля 1944 года Луга была оккупирована и стала тыловой базой группировки 18‑й немецкой армии, осаждавшей Ленинград.

«Dulag» в переводе с немецкого — пересыльный лагерь. Сначала людей собирали прямо в центре Луги, на стадионе. В основном там содержались солдаты 4‑го стрелкового корпуса, защищавшего Лужский оборонительный рубеж. Среди военнопленных немцы выявляли и расстреливали комсостав, политработников и рядовых коммунистов, представителей советской власти, евреев, цыган.

Потом, когда людей стало слишком много, рядом со стадионом появилось второе отделение лагеря. Пленников распределяли по сараям и хибарам, оставшимся от местных жителей. Они рыли себе землянки. Всего набралось 7 тысяч человек. Помимо тех, кто жил в лагере, были выделены три рабочие команды — они располагались в городе, в дровяниках и землянках.

Лагерь рос и занял огромную территорию от проспекта Комсомола до хутора Бордовского с юга на север, и от границ карьера Лужского кирпичного завода до береговой черты реки с востока на запад. Эта обширная площадь была обнесена двойным проволочным забором. По всему периметру ограды через промежутки в 250–300 метров были оборудованы деревянные вышки, где находились охранники.

— Лагерь отличался особой жестокостью. Люди массово умирали от голода, холода, издевательств, каторжного труда и антисанитарии. Потом появилось больше погибших от огнестрела, в том числе женщин и детей, — рассказывал председатель отряда «Витязь» Николай Бухтияров.

Однако гибли люди не только за колючей проволокой дулага. Расстрелы проводились и в оккупированном городе. «Ранней весной мы подняли группу гражданских, которых, похоже, просто собрали с улиц, так как у них не было даже личных вещей. Была одна женщина с золотой цепочкой, — продолжал Бухтияров. — Евреи, католики, православные. Одна семья была расстреляна отдельно — папа, мама, бабушка, двое детей 6–8 лет. Были прикопаны в отдельной яме. Рядом лежали военнослужащие, восемь человек: застрелены в висок и затылок».

Ранней весной прошлого года поисковики обратились в Следственный комитет за помощью.

Район на костях

Работать поисковикам было сложно, ведь трудились они на территории города.

— Разработка района началась в 1953 году, а в 1956‑м уже выдавали документы о начале строительных работ, — рассказывает председатель «Витязя». — Я до сих пор в шоке. Представляете, после войны прошло всего восемь лет, многие могилки ещё были целы. До сих пор не удалось установить, как так получилось. Может, всё сравняли бульдозером?

Теперь улица, где в траншеи сбрасывали убитых и замученных, плотно застроена — это частный сектор. Там, где вдоль дороги шли могилы, теперь стоят частные дома.

А вообще-то поисковые работы здесь велись ещё с 1991 года. Одним из молодых поисковиков, заступивших тогда на вахту памяти, был Николай Бухтияров.

— Я был рядовым членом поискового отряда «Лужский рубеж». Тогда мы подняли до 1500 бойцов. Но то был незастроенный участок, — вспоминает он. — А вот другой случай: восемь лет назад при прокладке водопровода в один из домов строители наткнулись на останки 105 человек. А потом с того участка подняли ещё более 130 человек. Это дети, женщины.

— В 1992–1994 годах на территории частного сектора было выявлено захоронение — около 800 советских военнопленных, умерших от голода и болезней в лужском лагере. Останки также были перезахоронены на высоком склоне мемориала павшим героям, — напомнили в пресс-службе администрации Ленобласти.

Более того, Николай Бухтияров сообщил, что расследования обстоятельств массовых убийств проводились практически сразу после освобождения Луги.

— С сентября по октябрь 1944‑го работала особая комиссия, которая установила, что здесь погибло около 11 тысяч человек. Об этом можно прочесть в соответствующем документе из Центрального архива, акт называется «О расследовании злодеяний», — поясняет Николай. — В акте было указано, что количество захороненных подсчитано с табличек, они были на каждой могиле.

По словам поисковика, немцы ФИО указывали полностью, в худшем случае — просто имя. Всего комиссия переписала только две вскрытые могилы — порядка 200 человек.

Скорбному перечню нет конца

— Сейчас, когда мы вели совместную работу с СК, администрация города отправила запрос в Германию, чтобы востребовать данные из архива по дулагу. Ведь там все имена, а также схема захоронений. Оказалось, что архив находится в США, — пояснил собеседник.

На самом деле архив крайне необходим, личности обнаруженных установить крайне сложно. Подчас такой возможности нет, так как личные вещи отсутствуют.

— Среди обнаруженных минувшим летом 134 человек было только одно удостоверение, может, комсомольское — мы открывать не стали, сдали на экспертизу. В другом случае у скелета в сапоге нашли печать горкома. Думаю, проследить возможно, — добавил Бухтияров.

Когда СК закончил экспертизу останков, все 134 красноармейца и мирные граждане, павшие от рук фашистских захватчиков, были перезахоронены на Центральном военном городском мемориале города Луга.

Торжественное захоронение было произведено со всеми воинскими почестями. В траурной церемонии участвовали родственники погибших, а также военно-служащие Келецко-Берлинской гвардейской артиллерийской бригады общевойсковой армии Западного военного округа.

Это трудно себе представить, но, по данным газеты «Петербургский дневник», в годы оккупации в Луге было несколько фильтрационных лагерей для военнопленных и мирного населения.

И перечню этому не видно конца. Ранее сообщалось, что поисковики обнаружили в Псковской области массовое захоронение жертв нацистского концлагеря. В Брянске на месте концлагеря «Дулаг‑142», созданного нацистами во время оккупации города, появится мемориальный комплекс. Поисковое движение России в рамках проекта «Вернулись с фронта» начало розыск родственников солдат, погибших в лагере для военнопленных в Польше. Развитие этого проекта позволит сохранить память о жертвах среди мирного населения в годы Великой Отечественной войны.

— Современная молодёжь мало знает об этом — недостаточно исследований, недостаточно документальной базы. И к нам часто обращаются местные жители из регионов, через которые прошла война, чтобы поисковики нашли и изучили места расстрелов, — рассказал пресс-секретарь поискового движения России Игнат Кушнарёв.

Также инициаторы проекта задумали создать отдельный сайт. На нём будут представлены архивные документы, списки расстрелянных, различные кино- и фотоматериалы.

Подготовил Олег ПЛАТОНОВ
Фото СК по Ленинградской области

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА