Суббота, 27 июля 2024

Редакция

«Мне всё время надо быть в тонусе»

Так говорит о себе продавец Мария Каширская, однако в тонусе она держит не только себя, но и всех односельчан, превратив сельский магазин в Райцах в настоящий культурный центр деревни.

Когда заходишь в торговый зал, сначала видишь круглый стол, покрытый клетчатой скатертью, на столе — цветы в вазочке.

— Чай будете? — предлагает продавец Мария Каширская. Складывается впечатление, что не на рабочее место к ней пришел, а просто в гости.
Мария Максимовна работает здесь продавцом уже 20 лет.

— Приехали мы с семьей в Райцы в 1991 году, — рассказывает Мария Каширская, — в Узбекистане жить стало очень сложно. А последней каплей стало то, что сын-старшеклассник пришёл из школы избитый и сказал, что больше в школу не пойдет. И вот, в ноябре 1991 года мы уехали с ним сюда, а чуть позже и вся семья переехала.

— Как выбор пал на деревеньку в Новгородской области?

— Моя сестра ещё в 80‑е годы сюда переехала по программе переселения. Мы приезжали несколько раз к ней в гости, видели, какие здесь хорошие люди живут. Из Узбекистана уезжали мы в спешке, жилье там продать по выгодной цене уже не было никакой возможности — тогда многие уезжали и всё по дешевке продавали. А здесь колхоз выделил нам домик, я договор подписала, что в течение 8 лет должна отработать в животноводстве. Отправились мы с директором Александром Абариновым на ферму, а я и говорю: «Я коров боюсь, я городская, я их и не видела». Я в Узбекистане 21 год отработала на трансформаторном заводе старшим инженером по нормированию труда, цех был 600 человек. Александр Васильевич ответил: «Пойдем на телятник, телят не испугаешься?». И отработала я на телятнике 8 лет.

Муж тоже в колхозе долго работал. А потом колхоз стал разваливаться, дела в сельском хозяйстве шли неважно. Домик нам, как и многим односельчанам, удалось приватизировать. И я устроилась в Сосновку в школу-интернат в 1999 году.

В 2001‑м меня стали уговаривать в магазине работать: Света Гаврилова хотела в город переехать, а магазин надо было на кого-то оставить. Долго уговаривали, целый месяц я всё сомневалась. А в райпо тогда отделом кадров руководила Евгения Ивановна Иванова. Она меня убедила попробовать себя на новом поприще — продавцом. Согласилась я сначала на полставки: думала, вдруг и тут не получится, и работу в Сосновке потеряю. Ночью работала в Сосновке, а там такие смены бывали, что не только в кресле не задремлешь, а даже не присядешь на минутку, утром приезжаю — и в магазин. Сначала сложно было, считать-то я умею, это меня не пугало. А вот быстро подать какой-то товар покупателям сначала не получалось, не всё запомнила, где что лежит. Бывало, говорю покупателю: «Если видите на витрине то, что вам нужно, скажите, где лежит!».

Люди отнеслись ко мне очень доброжелательно, с пониманием, всегда отвечали: «Не волнуйся, мы никуда не спешим», поддерживали и словом, и делом. 2 года я так работала: день — в магазине, ночь через ночь — в Сосновке. Как успевала, сама даже не знаю, мне ведь 51 год уже был, ещё внук четырёхлетний тогда жил с нами. Правда, свекровь была дома, приду утром со смены, а у неё для меня уже чай согрет. С 2003 года работаю только здесь.

Как-то пришла в магазин бабулечка-односельчанка (ей 80 лет исполнялось), пироги принесла и стала всех угощать. У нас в хлебный день народа в магазине много. «Угощайтесь, — говорит, — я в этом году умру». Все стали её утешать, угощаться, настоящий день рождения получился. Так и повелось — дни рождения в магазине отмечать.

Живут ведь односельчанки мои все поодиночке, возраст у многих, как говорится, 80+, дети далеко, приезжают нечасто. Пенсию теперь дают всегда вовремя, им хватает, а не хватает общения. Они в магазин придут да и просидят до обеда, я на обед ухожу — смеюсь: «Сейчас закрою вас в магазине». Никто не боится: есть что поесть, что попить. «Остаёмся!» — отвечают.

В магазине мы и политические события обсудим, и передачи, которые смотрели, и день рождения отметим, и День деревни, и другие праздники. И личные праздники, и общегосударственные проходят дружно. А с приходом в Дубровский СДК Светланы Васильевны Скирченко наша общественная жизнь словно заиграла новыми красками. Она сама в магазин приехала. Предложила концерт на День деревни устроить, я помогла чем могла: аппаратуру подключить, односельчан на праздник созвать — всем понравилось. У нас и свой бессмертный полк был — целый стенд в магазине оформили фотографиями односельчан, родственников, воевавших за наше мирное сегодня. На День пожилого человека я оформила стенд с вырезками из районной газеты «Знамя», где писали о наших односельчанах. Их (вырезки) многие дома хранят. Знаете, какой интерес вызвал этот стенд! Все подходили, смотрели, вспоминали. Они всё помнят, когда о ком писали, кто приезжал, что говорили. Выставку рукоделия устраивали: женщины приносили свои вязаные изделия, вышивки, картины, у меня ещё бабушкино рукоделие хранилось, ему уже больше 100 лет. Часть передала в Дубровский музей. Вот у меня специальный плакат с днём рождения: я фамилию, имя, отчество вписываю того, у кого сегодня день рождения, в магазине вешаю, поздравляем именинника.

Один человек ничего не сделает, у меня есть костяк активных женщин, которые мне во всём помогают: Кулигина Любовь Васильевна, Бойцова Татьяна Борисовна. Да вот и тесно уже стало нам в магазине — надо бы и стол побольше поставить, и потанцевать место чтобы было. Так что мы теперь на остановку заглядываемся, что напротив начали строить: она большая планируется. Там под навесом и будем всей деревней собираться. А то в этом году 10 июля перед магазином, как обычно, выступали перед нами артисты из Дубровского СДК, да очень уж жарко было, самый солнцепек у нас на площадке, а на той стороне — тенёк.

Люди дружные в деревне живут. Летом-то у нас около 80 человек проживает, а зимой 35–37.

Я ветеран труда уже давно и грамоты Облпотребсоюза есть, да я не за признание работаю. Я как в отпуск ухожу, сразу болею, — смеётся Мария Максимовна, — мне всё время надо быть в тонусе!

Своей энергией и жизнелюбием она и односельчан заражает. Пока их прошлые праздники обсуждали, идею и для следующего придумали — устроить конкурс красоты. Чем не мотивация держать себя всё время в тонусе? Ведь красота, она в душе, а не во внешнем виде.

Ольга КАРПОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА