Мы часто произносим слово «учитель», но не задумываемся, какую огромную роль играет он в нашей жизни. Ведь всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь — педагоги. Сколько душевных сил, труда, терпения вкладывают они в каждого из своих учеников, чтобы дети выросли счастливыми и успешными людьми.
А как становятся учителями? Кто выбирает эту очень непростую профессию? По какому зову души?
Вот уже двадцать четыре года работает в Волотовской школе Наталья ВОЛКОВА. А мне кажется, что совсем недавно она сама сидела за партой. Я знала её ещё маленькой девочкой — очень милой, улыбчивой, доброй. Потом Наташа стала моей ученицей. В классе девчонки оказались все как на подбор: ответственные, активные, любознательные. Ох и доставалось же единственному среди них мальчику. Во всех школьных делах девчата подтягивали его за собой, правда, всегда по-доброму. Я и сейчас будто вижу улыбающиеся, с хитрецой, глаза Фёдора. Но одноклассниц провести было трудно. И приходилось ему стараться и в учёбе, и в общественных делах.
Училась Наташа хорошо, легко. Но не только строгость и ответственность присутствовали в характере девочки. В минуты отдыха любила она посмеяться. Её смех был таким заразительным, что невольно в классе наступало всеобщее веселье.
А потом была средняя школа. Учёба в педучилище и университете. И вот уже много лет каждое утро спешит Наталья Яковлевна в школу, только теперь уже в качестве учителя.
При встрече с педагогом я поинтересовалась, когда и как она приняла решение получить эту профессию.
— Признаюсь честно — не мечтала. Конечно, в начальной школе мы все хотим быть учителями. Я тоже играла в учителя. Потом это желание ушло. Но моя мама уговаривала меня идти учиться в пединститут. Тамара Эйнвальдовна Наумова, наш учитель физики, тоже советовала стать педагогом. Я всегда любила точные науки. Но в дальнейшем, когда какое-то время преподавала математику, поняла, что это не моё. Пятнадцать лет вела уроки физкультуры, в основном — в начальной школе. С маленькими детьми мне больше работать нравится. И вот уже девятый год я — учитель начальных классов. Дети — народ добрый, искренний, непосредственный. Я очень люблю свою работу.
— Наталья, за суетой будней не пропало желание смеяться, испытывать радость от обычных, повседневных жизненных мелочей? — не удержалась я от вопроса.
— Нет, — улыбается Наталья Яковлевна, — смеяться я люблю. Невозможно не смеяться, когда идёшь по жизни рука об руку с ребятишками.
По дороге в школу я случайно повстречала первоклассника Костю Кондратьева. Они с мамой Ольгой Андреевной спешили на занятия.
В разговоре выяснилось, что мальчик учится у Натальи Яковлевны.
— И как процесс адаптации проходит? — поинтересовалась я.
— Замечательно! Благодаря нашему педагогу мы уже в садик не хотим. В школу идём с удовольствием, — говорит довольная мама.
Приятно слышать такой отзыв об учителе. Великое счастье — встретить педагога, который станет для ребёнка путеводной звездой, научит доброте и справедливости, поможет стать Человеком. Первая учительница на долгие четыре года становится для маленьких учеников мудрым наставником и защитником, заботливой второй мамой и старшим товарищем. Она даёт не только знания, но и дарит душевное тепло, любовь.
Коллега моей героини Любовь СТЕПАНОВА так отзывается о Наталье:
— Это — замечательный, чуткий учитель. Всегда переживает за результат своей работы. А ещё она — моя подруга. Надёжная, верная. В любой ситуации я могу на неё положиться. И очень хорошая мама для своих сыновей, горячо любящая, заботливая.
Дорогая Наталья Яковлевна! Уважаемые учителя, ветераны педагогического труда! Примите наши искренние поздравления с профессиональным праздником — Днём учителя! В этот день мы выражаем вам глубокое уважение и восхищение! У вас — золотые сердца, теплом которых вы согреваете детей: мальчишек и девчонок, маленьких и старшеклассников. Спасибо за ваши мудрость и душевную красоту, заботу и неравнодушие. Примите пожелания крепкого здоровья, материального благополучия, радости и счастья, благодарных, понимающих, отзывчивых учеников и родителей!
Екатерина МАЛОВА
Фото автора