Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Судьбы крутые виражи

Член общероссийской общественной организации

«Дети войны», ветеран труда, Почётный дорожник России II степени, многократный победитель соцсоревнований, прекрасный и справедливый человек, счастливый муж, отец, дед, прадед и недавний восьмидесятилетний юбиляр Хафиз Гильмутдинович Мифтахов всего в жизни добивался только своим трудом.

Мой герой — человек с юмором, поэтому охарактеризовал себя как «блудный сын или недоделанный артист». Судьба его и впрямь много помотала по свету...

Родился под Ленинградом через два месяца после начала войны (15 августа 1941 года), был он последним ребёнком у родителей. Почти сразу их семью эвакуировали в Карелию, недалеко от города Сортавала. Время было тяжёлое, это он начал понимать в свои пять лет от роду, когда ходил с братьями и сёстрами, а их было шестеро, по полям и собирал гнилую картошку. Родители трудились в колхозе, там же и их младшенький стал работать, как только ему исполнилось семь годков и он научился сидеть верхом. Весной, когда пахали поля, он правил лошадью. Как с утра взрослые посадят на коня, так до самого позднего вечера и сидел: даже с нуждой приходилось справляться на ходу, а иначе обратно не забраться.

В восемь пошёл в школу, приходилось ходить каждый день шесть километров туда и шесть обратно, от одного хутора до другого лесными тропами. Страшно было, особенно зимой: снег чуть ли не по пояс и звери рыщут где-то рядом, ища себе пропитания. Но желание Хафиза учиться пересиливало все тяготы и страхи. Мама и папа грамоте не обучались и не могли дать своим детям ничего, кроме родительской любви. Наверное, ещё и поэтому хотелось ему стать образованным. Так долгих три года преодолевал мальчонка свой путь к знаниям. Когда родители переехали жить в другой колхоз, там до школы, где он продолжил учёбу, уже было просто рукой подать — километра два-три...

Во время службы в армии

Две старшие сестры уехали работать в Москву. Одна до последних своих дней жила там, а вторая вышла замуж и переехала жить на Урал. Старший брат после возвращения из армии жил в посёлке Ляскеля, где работал на крупной бумажной фабрике, туда через год и всех родных перевёз к себе. В этом-то посёлке Хафиз и увлёкся художественной самодеятельностью в местном клубе. Более двух лет парнишка колесил в составе агитбригады по небольшим населённым пунктам района с концертами, где с большим удовольствием пел. Всем очень нравился чернявый подросток и его голос «прям как у столичного артиста».

В пятнадцать Хафиз пошёл работать на бумкомбинат учеником столяра, вечерами доучивался в школе, но и самодеятельность не бросал. Песни, танцы, постановки так ему нравились, что захотел стать артистом. Эта мечта настолько прочно поселилась в его сердце, что он даже ездил в Москву к сестре, чтобы поступить в Щукинское училище, тем более его там уже ждали на вступительных экзаменах: на руках был документ из местного учреждения культуры. Но что-то пошло не так, и Хафиз к сроку опоздал, приёмная кампания закончилась, и ему посоветовали приезжать на будущий год. Вернулся обратно к стареньким родителям, о которых нужно было заботиться. Продолжил работу на комбинате, артистом так и не стал.

В конце пятидесятых мать с отцом и младшими детьми переехали жить к дочери в небольшой городок Чусовой Пермского края. Там шестнадцатилетний Хафиз пошёл работать сначала в шахту, а позже устроился на большой металлургический завод, к появлению которого в своё время приложил руку князь Сергей Голицын. Предприятие стало градообразующим и известным на всю страну. Работа была не из лёгких: обрабатывал камни для брусчатки, но впоследствии Хафиза перевели в другой цех, где условия были менее тяжёлыми. Вечерами после смен парень занимался спортом и посещал местный дом культуры.

Квартиры своей после переезда у семьи не было, ютились все в одной комнатушке. Жильё тогда получить было очень сложно. И хоть на работе Хафиз всегда был на хорошем счету, но и там ему отказывали в предоставлении квартиры. Говорили, вот если бы ты был женат, то тогда как молодой семье мы бы смогли дать жильё. И пришлось юноше, ещё не нюхавшему пороха, срочно жениться. Со своей будущей супругой они вместе занимались в самодеятельности, когда ещё жил в Ляскеле. Валюша родом была с Валдая, а в посёлке по распределению после учёбы работала. Знакомы они были три года, потом его семья переехала на Урал, а Валя осталась, и молодые только переписывались. И вот Хафиз неожиданно сделал девушке такое предложение, и она согласилась, переехав к нему в Чусовой. Поженились (забегая вперёд – в браке прожили 30 лет и родили двух детей), а потом, как и обещали на заводе, им дали квартиру. А когда молодожёну исполнилось восемнадцать и его забрали в армию, в войска ПВО, жена три с половиной года жила с его родителями. Дома после службы его встречал уже почти трёхлетний сын. Жизнь потекла своим чередом. Снова работа на заводе, а параллельно — учёба и получение новых специальностей, хотелось всё знать и уметь, а как итог — повышение.

32 года рука об руку

В конце шестидесятых выдался случай переехать в Новгород, где родственники жены помогли Хафизу устроиться в ДСУ-1 помощником машиниста экскаватора. Сначала он приехал один, чтобы обустроиться. Тогда как раз только-только начинали масштабное строительство дорог по области, а асфальтовый завод был только в Малой Вишере, где очень часто приходилось бывать по рабочим делам. Строил дороги в Валдае, Пестове, Демянске, Любытине и много где ещё. За 32 года работы на экскаваторе перегрузил миллионы тонн грунта. Попутно, как всегда, учился. Повышать свою квалификацию экскаваторщика ездил в Рязань.

В то время их предприятие строило дом для своих работников в Малой Вишере. И так как Хафиз Гильмутдинович всегда отличался трудолюбием, был ответственным работником, имел огромное множество благодарностей и грамот, руководство предприятия за отличный труд дало ему трёхкомнатную квартиру в строящемся на улице Мира доме. Свою семью он перевёз в Вишеру, и пока шла стройка, снимали комнату. С женой Валентиной Николаевной они жили хорошо и дружно. Здесь росли, учились и пошли работать его дети. Всех вырастил, взрослые дети обзавелись своими семьями и разъехались по разным городам. А его судьба сделала крутой вираж, в корне изменив жизнь.

Случилось так, что Хафиз встретил другую женщину, которая тоже родила ему дочь. И он, будучи человеком здравомыслящим, рассудил так, что с первой женой они детей вырастили, а теперь нужно поднимать младшенькую, чтоб не оставить её без отца. Развод, конечно, дался нелегко: вместе поплакали, поговорили и простились. Валентина поняла и отпустила мужа. Как настоящий мужчина, он всё оставил первой жене, а сам начал строить дальнейшую жизнь с нуля. Как, впрочем, и новую квартиру, которую сам доводил до ума, потому что вместе с ордером получил только голые стены. Поэтому после работы вечерами ждала вторая смена по обустройству жилья — уставал, конечно, сильно. Однако находил время и для своих любимых увлечений. Занимался бегом, до 70 лет ходил на лыжах, имеет множество медалей и наград. Своим теперешним самочувствием во многом обязан спорту. Ещё любил частенько на рыбалку с другом ездить, однажды даже чуть не утонул в Волхове, благо друг помог. А на велосипеде и сейчас ездит с большим удовольствием, потому что движение — это жизнь.

Артист в нём, похоже, жив до седин

Возраст у Хафиза Гильмутдиновича почтенный, но в душе ощущает себя не больше чем на пятьдесят. Со второй женой Ниной Ивановной, которая всю жизнь была и остаётся медиком, вместе уже тридцать два года. «Дружно живём, ну иногда для порядка и поспорить любим. Да так спорим — хорошо ещё не дерёмся, — улыбается супруг. — Да и неинтересно жить, если не поругаться, поэтому расслабляться друг другу не даём».

Главная цель в жизни Хафиза Гильмутдиновича была вырастить хороших детей, с которой он успешно справился. Сейчас у него уже четверо внуков и шестеро правнуков. Живут они, правда, далековато: кто в Новгороде, кто в Москве, а сын — в Гусь-Хрустальном, но отца и деда не забывают. Чаще всего, конечно, навещают новгородцы.

Много было в жизни Хафиза Мифтахова трудностей: и военное детство, и многочисленные переезды с места на место в поисках лучшей жизни, и работа до седьмого пота, и несбывшаяся мечта стать артистом, так как приходилось добиваться всего только своим трудом. Но он не унывает и не хандрит, а наоборот — старается помнить только светлые и радостные моменты. Как про него кто-то написал:

Как говорят, жизнь любит тех,
кто на неё не жалится,
Улыбка для кого и смех
им не даёт печалиться.
Ведь в жизни много клеветы
и негатива разного,
А также лишней суеты
и просто безобразного.
Но надо оптимистом быть,
не обращать внимания,
На многое глаза закрыть,
своё беречь сознание...

Елена СВЕТИНА
Фото автора и из семейного архива

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА