Три десятка лет отработать учителем в школе — настоящий подвиг.
И дело не только в огромном вкладе в формирование мировоззрения у мальчишек и девчонок, в ежедневном тяжёлом во всех отношениях труде. Сфера образования — живой организм, который всё время совершенствуется и требует от участников процесса постоянного повышения уровня педагогического мастерства.
Тридцать лет назад заместитель директора и учитель иностранных языков школы № 1 Валентина ЦАРЁВА начала трудовую деятельность и до сих пор не изменила своему профессиональному выбору.
Строгая, но обаятельная!
Признаюсь, что немного волновался, направляясь накануне Дня учителя на встречу с Валентиной Петровной. Она мне всегда казалась очень строгой и недоступной в плане тем, не связанных с её любимой работой. Однако с первых минут нашего общения я убедился в обратном. Удивительно интересный человек, открытый, обаятельный и тонко чувствующий собеседника. С большим багажом профессиональных и житейских знаний.
Правильный выбор
— Когда вы поняли, что станете педагогом? — обратился я к ней с традиционным вопросом.
— Школа № 1 — моё родное учреждение, — сообщила Валентина Петровна. — в 8 классе преподавателем немецкого языка у нас стала Антонина Анатольевна Блудовская, прекрасный педагог и методист. Именно она разглядела мои способности к языкам и нацелила на поступление в педагогический вуз. Наверное, сыграло свою роль и то, что мы жили с ней на одной улице (Садовой). Антонина Анатольевна приходила к моим родителям и разговаривала с ними на эту тему. Так что в выпускном классе я точно знала, что буду поступать на факультет иностранных языков Новгородского государственного педагогического института.
Класс активистов
О школьных годах она вспоминает с восхищением. Это было насыщенное и интересное время. Во всех начинаниях активных учеников поддерживала классный руководитель Наталья Васильевна Фёдорова. Стенгазеты, агитбригады, шефство над младшими классами, комсомольские дела — Валентина часто в школе задерживалась до вечера. Мама ей говорила: «Все нормальные дети после уроков уже дома, а тебя не дождаться». Её одноклассницами были известные ныне в нашем городе Марина Ефимова, Ирина Солончук, Людмила Москаленко, Юлия Матей. А в пединститут кроме Валентины Петровны из её класса в 1986 году успешно поступили ещё пять человек.
Студенчество
Уже спустя неделю после начала учебного года в НГПИ комсомольские лидеры вуза, изучив характеристики «новобранцев», включили сольчанку Валентину в факультетское бюро. И потом регулярно нагружали её разными заданиями. Приходилось рисовать газеты, плакаты.
Первые два года она параллельно учёбе посещала курсы медицинских сестёр. С третьего курса начала изучать английский язык. Освоила его достаточно быстро, подтвердив тезис о том, что после освоения немецкого языка английский даётся легко, а вот немецкий после английского — наоборот, очень сложно.
— Преподавали у нас на курсе прекрасные педагоги, — продолжает Валентина Петровна, — а практику я проходила в Сольцах у своей учительницы Антонины Блудовской, она и в этот период многому меня научила.
Сельский опыт
По направлению начинающий преподаватель иностранных языков попала в Солецкий район. Но радоваться было преждевременно, поскольку работа в месте назначения (Толчино) предполагала немало трудностей транспортного, бытового характера. Дорога до деревни представляла собой непроезжую грязь. Автобус ходил только до Невлино, и полтора километра нужно было преодолевать пешком. А в неблагоприятный сезон так и вовсе педагоги ходили от Лубино, а это восемь километров. Однажды весной во время такого «похода» Валентина попала в сложную ситуацию: одна нога в резиновом сапоге провалилась глубоко в грязевую жижу. Она до сих пор удивляется, как ей удалось тогда выбраться из «глиняного плена». Папа Валентины работал трактористом на льнозаводе, иногда возил дочь на работу. В Толчино ей предоставили жильё, в школе обеспечили нагрузкой.
— В деревню, наверное, чтобы «поднять» умирающий совхоз, приехало несколько семей из Оренбургской области, — вспоминает Валентина Петровна. — Так что детей в школе хватало — и местных, и приезжих. Отработала я там всего год, затем вышла замуж, и директор школы № 1 Сергей Агапов принял меня на работу в качестве учителя английского и немецкого языков.
Вторая половинка
Ещё студенткой она на танцах в Доме культуры познакомилась с сольчанином Геннадием Царёвым. На сцене играл самодеятельный ансамбль во главе с Владимиром Черемисовым. «Я московский озорной гуляка...» — эта композиция рок-группы «Альфа» долгое время являлась хитом в Сольцах. А между Валентиной и Геннадием под хиты 80-х возникло сильное чувство, не ослабевающее до сих пор. Супруги гордятся сыном Вячеславом, который окончил Петербургский институт путей сообщения, проживает в Северной столице и занимается строительством автомобильных дорог.
В родных пенатах
Школа № 1 в начале 90-х годов работала в две смены. О масштабах образовательного процесса может говорить такой факт: только учителей иностранных языков здесь было пять или шесть. Коллектив единомышленников умел не только эффективно выполнять профессиональные задачи, но и ярко, с огоньком проводить досуговые мероприятия — конкурсы профмастерства, капустники, сценки и т. д. И молодым педагогам в школе всегда было с кого брать пример — в городе хорошо известны имена учителей-новаторов из этого очага знаний.
— Валентина Петровна, без любви к детям невозможно быть учителем. Вам удалось сохранить это чувство за тридцать лет напряжённого труда?
На этот вопрос она ответила без каких-либо пауз:
— Да, я люблю детей. Они разные, но у каждого, даже самого неудобного для учителя ребёнка есть душа, есть благородство, умение сопереживать. Нужно уметь разглядеть эти качества, и тогда проще найти с учениками общий язык. Не соглашаюсь с людьми, которые говорят: «Дети теперь другие. Вот в наше время...». Дети всегда одинаковые. Просто сейчас многое изменилось в обществе по сравнению с советским временем. Вырос уровень агрессии, появилось множество негативных источников информации. Но дети остаются детьми. Они непосредственные, готовые на свершения.
Лучший отдых — чтение
Валентина Царёва — отличная хозяйка, прекрасно готовит. Среди своих увлечений первенство отдаёт чтению. Если время позволяет, читает произведения разных жанров. В социальных сетях подписана на «умные» паблики, где рассматриваются вопросы психологии, человеческих отношений, методические разработки. Поскольку подходы к образованию постоянно меняются, даже в часы досуга педагог изучает тонкости новой программы воспитания школьников и другие новшества.
Беседуя с Валентиной Петровной, теряешь ощущение времени и понимаешь: пока такие ответственные и переживающие за каждого ребёнка учителя работают в школе, наше общество будет развиваться и пополняться достойными гражданами. Спасибо всем представителям этой прекрасной профессии за мудрость, выдержку и лучшие человеческие качества!
Подготовил Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора