Ирина Шастина — молодой руководитель детского образцового фольклорного ансамбля «Волховята», которому в ноябре исполняется 35 лет.
Идея создать детский коллектив родилась в 80‑е годы. У истоков его стояла Татьяна Владимировна Шастина. Затем ансамбль возглавил Алексей Васильевич Шастин. От него эстафету приняла Ольга Владимировна Дудина, которая долгие годы руководила коллективом, а концертмейстером был Владимир Алексеевич Казённов.
Когда Ольга Владимировна переехала в Санкт-Петербург, совмещать работу в Северной столице и Чудове стало сложно. В январе 2019 года коллектив возглавила Ирина Сергеевна Шастина.
— Это было непростое время для нас, связанное с ограничениями. Но мы старались подходить к этой сложной ситуации с юмором. Искали другие формы и находили. В общем, работа началась вот так необычно, — вспоминает Ирина.
— Сложно без концертной деятельности?
— Очень сложно. Мы учимся, распеваемся, работаем над голосом, над песнями — это творческий процесс. Но коллектив в первую очередь нацелен на то, чтобы давать концерты. Нас выручил интернет. В силу обстоятельств мы перешли в виртуальный зрительный зал.
Культура обязательно должна быть частью нашей жизни, независимо от того, по какую сторону сцены ты находишься: зритель в зале или артист. Культура даёт пищу для души. Это самое важное, я считаю.
— Как часто выступает коллектив в обычной, не ограниченной пандемией жизни?
— Обязательно два раза в год участвуем в областном фестивале в Витославлицах. Святки, Масленица, посиделки, городские мероприятия, праздники сёл и деревень района — как правило, раз в месяц. Есть постоянный репертуар, есть разные программы, в зависимости от повода.
— Сколько ребят в «Волховятах»?
— У нас «плавающий» состав. Сейчас это три разных возраста. Полина Гутман и Вера Аниткина уже студентки, Настя Шастина, Аня Лобанова и Варя Чернигина — средний возраст. Сейчас начали набирать младших. Арина Шастина к нам пришла. Выступает с прошлого года. Илье Шастину 8 лет. Маше Васильевой 8 лет. Это постоянный наш состав, на котором всё держится.
— Наверное, не каждый ребёнок готов прийти в ваш коллектив?
— Не каждый ребёнок, и я думаю, не каждый родитель. Хотя сейчас наметилась тенденция: мы стали больше интересоваться традициями и вспоминать кто мы, откуда наша духовность, культура. Может быть, в маленьком городе это не так заметно, но мне бы хотелось, чтобы у детей была возможность раскрыть свои таланты, чтобы родители прислушались к своему ребёнку, разглядели, что в нём заложено. Русские потешки, прибаутки дети запоминают очень легко. Они с ними родились — надо просто их напомнить.
— А исполнять русские народные песни может каждый?
— Если мы говорим о народной песне, то моё мнение такое — неспособных детей не бывает. Каждый ребёнок может стать участником нашего коллектива, выйти на сцену. Русские народные песни — это часть нас самих. Всё это внутри нас — надо только разбудить. Когда дети вливаются в творческий процесс, у них открываются такие возможности, о которых они, может быть, и сами не догадывались.
— Генетическая память?
— Конечно! Помнят бабушки — передают детям. Связь поколений. На этом построено наше общество, наша традиционная семья. В этом году у нас была возможность выехать в Витославлицы на международный фестиваль «Садко». Особенность его в том, что мы выступаем на улице, в аутентичной обстановке. Полное совпадение всего: места, обстоятельств, музыки, движения — получается такое созвучие. Мы танцевали краковяк, и к нам присоединились другие участники фестиваля и просто зрители. И все были очень довольны.
Есть сложные песни для нашего восприятия, но только потому, что мы живём в другой области и привыкли к нашей песенной традиции. Мы принадлежим своему месту, своей малой родине и музыке, которая здесь родилась и живёт.
— Когда решили, что вашей профессией будет в том числе и народное пение?
— Когда заканчивала музыкальную школу по классу «фортепиано», в школе искусств открылось отделение русского народного песенного искусства. Мама решила, что я должна пойти туда учиться. Сама-то я не особенно рвалась. Но так как обучение в музыкальной школе заканчивалось, а в общеобразовательной продолжалось, нужно было чем-то себя занять. В итоге я окончила это отделение и поступила после школы в Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств на кафедру «Народный хор» к Татьяне Владимировне Шастиной. Получила специальность «Руководитель народного хора». Больше десяти лет работала в школе искусств на отделении русского народного песенного искусства. Была участницей взрослого коллектива «Волховяне».
— У вас музыкальная семья?
— Моя мама Людмила Александровна Уткина больше 20 лет руководила хором ветеранов. В своё время тоже окончила институт культуры. Бабушка Александра Алексеевна всю жизнь пела, и прабабушка тоже пела. Народная песня при мне, можно сказать, с рождения.
У нас пятеро детей. Трое младших — участники нашего коллектива. Я руководитель, а мой супруг Ярослав Шастин — концертмейстер.
— Русская народная песня больше грустная или весёлая?
— У всех она разная. Она и весёлая, и протяжная, и шуточная, и лирическая. Кому что нравится. Главное, что мы должны себя услышать, друг друга услышать, подстроиться под инструмент и соединиться в песне.
— А вам какие нравятся?
— Нравятся песни для души, когда можно послушать и подумать, и такие, чтобы отвлечься и пошутить немножко. Когда работаю над концертной программой, даже небольшой, стараюсь этот баланс соблюдать. Начать мы должны, как говорится, за здравие: о чём-то подумать, что-то вспомнить, а закончить на оптимистичной ноте, потому что жизнь продолжается.
— Почему так важно сохранить фольклорную традицию?
— Русская народная песня — это про нашу с вами жизнь. Она даст подсказку, направление. Незаметно эта истина вкладывается в душу маленького человека. Дети, которые знают народную песню, живут по-другому. Пусть ребёнок не станет профессиональным музыкантом, но он пойдёт в жизнь другим человеком. Я абсолютно в этом уверена.
— Если бы не эта профессия, то какая?
— Не задумывалась об этом. Я, можно сказать, выросла в музыкальной школе, где работала мама.
— Сложно руководить такими разными коллективами: хором ветеранов и детским ансамблем?
— Отличие взрослого коллектива от детского в том, что для первых это смысл жизни, а для вторых — дополнительная нагрузка. Поэтому родители должны помогать ребёнку. Что касается специфики нашей работы, то она, можно сказать, круглосуточная. Бывает так: проснулся и вспомнил, что нужно найти какую-то песню. Ты всё время в процессе.
— Ваша работа — это...
— И удовольствие, и труд, и радость, и работа. И всё это не зря.
Светлана ЩЁГОЛЕВА
Фото из семейного архива Шастиных