В прошлый вторник, 27 сентября, поздравления с профессиональным праздником принимали все работники дошкольных учреждений.
Заглянем в историю: в 1837 году немец Фридрих Фебель организовал заведение, которое назвал дневным приютом для малышей и почти сразу придумал другое название — детский сад. Дети в его понимании — божьи растения, цветы, и основная задача педагога как садовника выращивать их с особой любовью. С тех пор менялись программы и теории, но неизменным оставалось стремление сотрудников детского учреждения сделать садик вторым домом для ребёнка.
Героиня нашего материала — «садовница». И работает Ида БУТИНА в детском саду без малого сорок лет.
Разговор о профессии начали с вопроса о том, как она, уроженка Новгорода, оказалась в волотовском детском садике.
— Мне нужен был год стажа для поступления в медицинское училище. И брат пригласил меня в Волот. Здесь я стала нянечкой в детсаду, — начала рассказывать Ида Прокофьевна. — Работала в младшей группе. Трудно было первое время. Детей много, всех надо одеть-раздеть на прогулку, накормить. Укладывали их спать, а мне и самой хотелось лечь с ними. Потом я стала присматриваться к воспитателям и вдруг поняла, что я тоже хочу работать, как они.
— Будучи в декрете я поступила на годичные курсы, которые ещё назывались педклассами, они были очными, — продолжает моя собеседница. — Закончила их, а уже позже получила высшее образование в университете Ярослава Мудрого по специальности «Социальный педагог».
— Ида Прокофьевна, а как у вас складываются отношения с детьми?
— Я с ними разговариваю на равных, очень уважительно. Ведь любой ребёнок — это личность. И по-своему одарённая личность. Нужно уважать интересы каждого из них. Воспитывать, развивать спокойно, без нажима. Может быть, ребёнок не готов принять то, что мы ему даём. И это нужно учитывать в работе.
— Иногда родители жалуются, что не могут справиться с одним ребёнком. Как вам удаётся управляться с целой командой?
— Не сразу всё получается. Но у нас есть правила, которые следует соблюдать. Например, нельзя ломать чужие постройки; если не принимают в игру, найди другого партнёра; не мешай тому, кто занят. И прочие.
А самое главное, я считаю, нужно детей любить. И видеть, и слышать каждого. И тогда всё получится.
— Ида Прокофьевна, с родителями отношения налажены?
— Сейчас — полное взаимопонимание. Когда была помоложе, было сложнее, — делится воспитатель. — С ростом авторитета, с накопленным опытом стало легче. Деток выпускаю в школу грамотных и воспитанных, родители это ценят. Они у меня — главные помощники. Во всём.
— Что в вашей работе самое сложное и что — самое привлекательное?
— Я очень люблю свою работу. Расту вместе с детьми. Мне нравится их развивать и видеть результаты. Начиная карьеру воспитателя, я сразу стала искать и использовать разные развивающие программы и методики педагогов: опыт Никитиных, Зайцева, Дорониной, «Истоки», «Сто счёт», «Радуга» и многое другое. Я этим увлечена сама и увлекаю детей. Постоянно читаю и их приучаю к этому. Нет книги — слушаем аудиозапись, обсуждаем её. Сейчас с Интернетом стало больше возможностей, которые помогают в работе.
А сложности?.. Не знаю, их вроде и нет.
— Вы многое отдаёте детям, а получаете что-то взамен?
— Да. Я получаю удовольствие от результатов своего труда. Ведь научить ребёнка читать — просто. А надо научить его любить книгу. Нужно сделать так, чтобы он хотел идти в школу. Мои — хотят в школу. А ещё говорят: «Я вырасту и буду читать, как Ида Прокофьевна».
Мои первые выпускники — Лена Григорьева, Алла Кумченко, Тимур Рамазанов. Я горжусь ими.
— Свободное время бывает у вас? Чем его занимаете?
— Отдушина для меня — сад и огород. А теперь у меня четыре внучки. Это моя самая большая радость. Жалею лишь об одном, что собственным детям уделяла недостаточно внимания.
— Что бы вы пожелали своим коллегам?
— Учиться, развиваться, не стоять на месте. Всё меняется вокруг. Нужно меняться и самим. Курсы, инновации — всё использовать в работе. И обязательно — читать. И тогда станешь авторитетом для детей и их родителей.