Преподаватель фортепиано школы имени Н.А. Римского-Корсакова Наталья АФАНАСЬЕВА стала победителем национального конкурса как лучший преподаватель в области музыкального искусства.
Общероссийский конкурс проводился впервые, и в нём в соответствии с условиями были установлены 150 премий для преподавателей детских школ — искусства, хоровых, музыки; профильных училищ, колледжей и вузов.
Кандидатов отбирали по определённым критериям, основные из которых — наличие авторских методов, подходов, технологий в образовательном процессе; воспитанников, имеющих высокие результаты обучения (лауреаты конкурсов); опыт участия преподавателя в качестве исполнителя в концертных программах (фестивалях) различного уровня.
Достойна награды
Афанасьевой предложила подать заявку на конкурс Татьяна АКИМОВА, директор районной школы искусств, в которой Наталья Александровна трудится уже более 30 лет.
— Портфолио для участия претендентов необходимо было представить за три года работы. За этот период одних только конкурсов международного и всероссийского уровней, не считая областных и муниципальных, в копилке воспитанников нашего уважаемого преподавателя — более пятидесяти, — объясняет Акимова. К слову, на днях и она получила высокое звание «Лучший руководитель учреждений культуры региона» за победу в I межрегиональном конкурсе «Лучшие руководители, специалисты и работники учреждений культуры — 2022».
Не отстаёт от своих учеников и сама Наталья Афанасьева: в 2021 году она стала первой в областном этапе смотра «Лучший по профессии» и прошла в полуфинал по Северо-Западу.
Когда этих клавиш коснётся рука…
Родители нашей героини никакого отношения к искусству не имели. Семья жила в Алтайском крае. Самая обычная мама и инженер-строитель папа захотели дать музыкальное образование своей старшей дочери. Так в доме появилось пианино, заворожено притягивавшее и маленькую Наташу. Но любые попытки прикоснуться к клавишам строго пресекались сестрой: «Нельзя! Вот поступишь сама учиться, тогда и садись за инструмент». А играть хотелось очень! И одновременно с общеобразовательной школой мама отвела младшую дочь в первый класс музыкальной.
В 4 классе, когда девочка переехала в Новгород, постигать музыкальную грамоту стало сложнее. После алтайской, перестроиться под новгородскую рахманиновскую школу было не так-то просто. Но педагог Ирина Алексеевна посоветовала юному дарованию продолжить музыкальное образование.
— Не верилось, что мне такое предложили! — вспоминает сегодня, но с тем же детским восторгом, что и тогда, Наталья Александровна. — И вот в тот момент я твёрдо решила, что посвящу музыке всю свою жизнь и буду исполнять произведения не хуже, чем мой наставник Ирина Алексеевна.
После окончания Новгородского училища культуры молодой специалист по распределению поехала в Демянск. Там она познакомилась с будущим мужем — кулотинским красавцем из пожарной охраны.
Отработав положенные три года, Наталья вернулась в Новгород, но скоро вышла замуж и перебралась к супругу в Окуловский район.
А в 47 лет, будучи уже опытным, с регалиями преподавателем, Афанасьева решает продолжить музыкальное образование — она поступает в Московский государственный институт культуры на своё любимое фортепианное отделение.
— Поначалу чувствовала себя неловко среди молоденьких студенток, даже комплексовала. А потом начала увлечёно учиться и как будто снова вернулась в свои 20 лет! — говорит Наталья Александровна. — В институт я пришла сложившимся педагогом, придерживающимся определённых методик и практик игры на инструменте. Но от ленинградской школы, которую я когда-то осваивала и к которой привыкла, московская сильно отличается — она в числе прочего предполагает и другую постановку рук, так что пришлось учиться практически заново.
Пять лет Наталья Александровна ездила на сессии, жила в общежитии с молодыми ребятами, которые познакомили её с современным миром технологий. Говорит, что теперь она легко управляется с компьютерами, гаджетами, мобильными приложениями.
И добавляет, что преодолела довольно сложный период, который дал много, обогатил, и теперь её мир стал увлекательнее. А раз интересно педагогу, значит, становится ярче жизнь и её воспитанников, и в целом окуловской музыкалки.
Сыгрались, спелись, сработались
— Как функционирует организация, во многом зависит от руководителя. Директор нашей школы — человек активный и креативный, — продолжает разговор Наталья Афанасьева. — Мотивирует участвовать в конкурсах, фестивалях. Есть руководители, которым всё равно, как работают его подчиненные, а Татьяна Сергеевна поддержит любое начинание и инициативу.
А инициатив у учителей музыки хватает. Они не только развивают способности детей, но и сами играют. При школе около 20 лет действует преподавательский ансамбль. Дают концерты, принимают участие в разных смотрах баян, два аккордеона и фортепиано, за которым сидит Наталья Афанасьева:
— Вместе исполняем, аранжируем фортепианный ансамбль, расписываем его на партии. Выбираем интересные произведения. Потом загружаем видео в Интернет и отправляем на конкурсы.
Возвращаясь же к своей преподавательской деятельности, собеседница отмечает, что только из трети обу-
чающихся можно сделать профессионалов. Остальным музыка дается нелегко. Но каждый шаг пре-
одоления — это очень хорошо. Афанасьева категорично заявляет, что ленивых терпеть не может. Со всеми остальными, по её убеждению, можно договориться: если ребенку трудно, она меняет программу, подстраиваясь под его возможности и способности.
— Недавно исполняли ансамблем с ученицей «Баркаролу» Сергея Васильевича Рахманинова. И вдруг я подумала: какая же это замечательная музыка! — в заключение беседы отмечает Наталья Афанасьева. — Состояние в нашей стране, да и во всем мире, сейчас тревожное. А тут такая красота! И хочется эту красоту музыкой создавать, хочется творчества и чтобы оно не прекращалось…