Накануне самого трогательного и нежного праздника — Дня матери — нельзя не вспомнить Веру Чистякову, маму, воспитавшую чудесных дочек, к ласковому званию которой так и хочется добавить приставку «СУПЕР».
Вера Михайловна не просто мама — она многодетная мама, которая успевала ходить на работу и кормить, поить, выслушивать и развлекать своё большое семейство и вырастила достойными людьми пятерых детей.
Младшая дочь Веры Чистяковой, Надя, была единственной девочкой в классе, мальчишки её уважали, слушались и даже любили. Наверное, потому что она была доброй и справедливой, трудолюбивой и организованной, умела порадоваться успехам других и выказать недовольство неправильным поступком. Она была вежлива как со взрослыми, так и со своими сверстниками, очень спокойная, выдержанная. Ей были присущи скромность, терпеливость, усидчивость и в тоже время твёрдость характера, упорство.
До школы она не ходила в детский сад, всё вынесла из семьи — многодетной, в которой Наденька была пятой доченькой, на 14 лет младше первой и на 9 — четвёртой. Её безумно любили и родители, и сёстры — баловали, но не избаловали.
Прав был педагог Я. А. Коменский, сказав, что «… только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в первую пору жизни».
Успехам девочки способствовали, конечно, большое внимание и помощь со стороны мамы, папы и старших сестёр, которые старались всячески поддержать ребёнка, помочь в нужную минуту.
Но речь о маме девочки.
Родилась Вера Михайловна в многодетной семье Аграфены Степановны и Михаила Петровича в д. Анашкино Долговского сельского совета. Они вырастили, воспитали и дали образование трём дочкам — Вере, Надежде, Любови, и двум сыновьям.
Вера после окончания Новгородского сельхозтехникума по распределению приехала работать в Дубишки, вышла замуж за красавца механизатора, родила дочку, а через год — вторую.
«Я всегда была уверена, что дети — это большое счастье, и по-другому быть не может. То есть перспектива быть мамой меня не пугала никогда. И потом, я выросла с братьями и сёстрами и не могла даже представить, как в семье живёт один ребёнок. Это скучно, наверное».
Конечно, в голову закралась мысль о мальчике. Муж был согласен. Почти через три года Вера вновь забеременела третьим малышом. Девочка! И тут началось: через год — опять девочка, перерыв на 9 лет — «надежда умирает последней», но… родилась Наденька. Пять девчонок — красавиц, умниц, помощниц. И не только маме, но и отцу.
Само собой, больше всего доставалось Вере Михайловне. Сергей Борисович — с утра до вечера на работе, к тому же избран депутатом Верховного Совета СССР. Два раза в год сессии в Москве, ещё и в Новгороде должен был присутствовать на заседаниях. Иногда выручала бабушка, но чаще Вера справлялась сама.
Садик в Дубишках просуществовал недолго. «Дети росли друг по дружке, доглядывали друг за другом». Родители работали. А уж как доглядывали: то костёр под крыльцом разожгут, то кроликов соседских плавать станут учить, то собаку помадой покрасят… Не уследишь за всем. Но поручения выполняли: посуда всегда вымыта, полы помыты, пыли нет, игрушки собраны, вода, дрова принесены…
Вера Михайловна за этим следила: спокойно, ненавязчиво, но добивалась своего. С раннего возраста девочки любили готовить — сначала с мамой, а потом одни. Очень нравилось им лепить пельмени. Это было семейной традицией — их лепили помногу, часто за столом собиралась не только своя немаленькая семья, но и подружки. Иной раз за столом не поместиться было.
А ещё пекли пироги, торты. Устраивали дни рождения, весело отмечали Новый год, ходили ряжеными в Рождество, на Пасху собирали яйца… Своими руками делали игрушки и подарки. Во главе всех этих дел стояла Вера Михайловна.
Были и трудные времена, когда супруги работали на двух работах: Сергей в колхозе и в пожарной части, Вера в бухгалтерии и дояркой. Тогда на хрупкие плечи девчонок ложилась забота о немалом хозяйстве: двух коровах, телятах, поросятах, овцах, курах, кроликах, огороде. А ещё ходили за ягодами для себя и на сдачу, ездили с отцом на заготовку дров. Зато проблем с едой, вещами и деньгами у семьи не было.
Казалось бы, жизнь трудная, работа тяжёлая, но так умело она была организована в этой семье, что девочки всё делали с удовольствием. В лес брали чайник, еду. Костёр жгли, пекли картошку. А то, что выручали от продажи ягод, — на себя тратили.
Бывает, голова идёт кругом от забот об одном-двух детях, а что же делают женщины, у которых детей много? Как они со всем справляются?
Не устают ли родители, например, пятерых детей в пять раз больше? Вера Михайловна уверяет: это совсем не так.
Прежде всего, старшие играли с младшими, помогали им одеваться, делать уроки, гуляли с ними, освобождая мать от массы забот. Ещё дети любят подражать. Причём им гораздо легче подражать не взрослым, а ребятам постарше. Поэтому младшие быстрее приобрели бытовые навыки, навыки общения, очень многое усваивали походя, между делом. Учились уступать и настаивать на своём, защищать своё мнение, проявлять гибкость, они лучше адаптировались в любом коллективе.
Постепенно у детей появлялось чувство ответственности. Да, на них падала большая нагрузка, но они знали, что их помощь необходима, и включались в домашние дела. Кроме того, совместные дела сплачивали семью. К тому же навыки, которые дочки получали, помогая матери по хозяйству, пригодились им в дальнейшей жизни.
О матерях можно рассказывать бесконечно. Каждая несёт в сердце настоящий подвиг — материнскую любовь, заботу и беспокойство о своих кровиночках. Каждый малыш хоть раз в жизни говорит: «Лучшая мама — моя мама». Дочки Веры Чистяковой с уверенностью произносят эти слова. Вот что говорят они о своей маме:
«Мама… Мамочка родная и любимая…
Если вспомнить наше детство, то хотим сказать, что оно было самое лучшее. Было очень много прекрасных моментов, и за эти моменты целуем ручки. Ты в каждую из нас вложила частичку себя. Нас пятеро, и мы считаем, это очень большой труд — поднять на ноги каждую. Но мама с папой справились с этой задачей, воспитав добрых, отзывчивых, любящих, умеющих сочувствовать и сопереживать детей. Если вспоминать о счастливых моментах, то их тоже очень много.
Лето. Время сенокоса. Мы всей семьёй с утра ездили в поле готовить сено, там же устраивали пикники, бегали от ос, когда случайно граблями разрушали их гнёзда. Тогда было страшно, сейчас — смешно.
К Новому году папа всегда приносил огромную ёлку, под самый потолок. Мы дружно наряжали её, а мама подсказывала, куда вешать шары и как красиво украсить мишурой. У нас всегда были подарки на Новый год. Новогодними конфетами мы делились с мамой и папой, и если не хватало на всех, то брали линейку и делили на кусочки, поровну.
Мамин торт «Наполеон» — объеденье. Мама пекла этот огромный и наивкуснейший торт и прятала от нас на самый верх серванта. Не помним, как мы его ели, но помним, как залезали на сервант и подбирали то, что осыпалось с торта, пока мама не видит.
Мама всю жизнь проработала дояркой, поэтому мы очень часто были на ферме, помогали ей, чтобы она не уставала.
У нас всегда было большое хозяйство: коровы, овцы, поросята, кролики, куры. Мы всегда помогали в хозяйстве и на огороде.
Можно писать очень много, но суть в том, что мама с папой нас с детства приучали к труду и порядку. Нельзя выделить кого-то одного из родителей, для нас они единое целое. Спасибо вам большое за всё. Мы вас очень любим.
Ваши дети: Ира, Катя, Даша, Настя и Надя».
Из девочек выросли умные, трудолюбивые, спокойные и доброжелательные женщины, умеющие всё! Заботливые и любящие дочери, жёны и мамы. А что ещё надо матери? Только здоровья, да знать, что её дети и внуки счастливы!
Я желаю Вере Михайловне, нашей супермаме (я думаю, все согласятся с этим), чтобы она слышала слова любви и благодарности не только в праздники. Пусть её сердце будет согрето нежностью детей, пусть её душа никогда не знает тревог и переживаний. Желаю здоровья и твёрдой уверенности в счастливом будущем детей и внуков.
Елена ЕРМАКОВА, д. Ореховно
Фото предоставлены автором