Пятница, 03 мая 2024

Сергей Овчинников

Городок мелиораторов

 

Рассказывая о микрорайонах города, мы добрались и до вокзального.

Его центральной точкой, конечно же, является железнодорожная станция Сольцы. Её открыли в 1903 году. В процессе послевоенного восстановления города из руин в 1950-х годах здесь появилось красивое, добротное здание железнодорожного вокзала. Однако до появления микрорайона было ещё далеко. Масштабное строительство на этой территории началось лишь в середине 70-х годов.

Я — вокзальный!

Всех, кто проживает в этом микрорайоне, в остальной части города до сих пор называют «вокзальными». Звучит это слово, и сразу понятно, откуда человек. В 80–90-х вокзальных парней в городе побаивались: это были крепкие ребята, со своей позицией, постоянно участвовавшие в потасовках. Действовали по принципу «один за всех и все за одного».

Помощь братских республик

В конце 60-х годов в СССР проводилась политика освоения земель Нечерноземья. И вклад в это общее дело должны были внести все республики Советского Союза.

В Сольцах поначалу мелиорацией занималась ПМК-4, которая базировалась на улице Псковской. Возглавлял её поляк Зигмунд Крушинский, а трудились в механизированной колонне в основном представители Белоруссии. В первой половине 70-х годов её сменила организация «Ташкент-2», по названию которой нетрудно понять, какая республика прислала на Новгородчину своих работников. Кстати, специалисты из Узбекистана работали также в Шимске и Лесной.

Базу новой организации возвели на заболоченном пустыре в вокзальном микрорайоне. Здесь же в середине 70-х началось активное строительство производственных и социальных объектов, жилья для тружеников.

Как грибы после дождя в этом месте появились административное здание, огромная мастерская, столовая, детский сад, двухэтажные и одноэтажные жилые дома и другие сооружения.

О масштабах деятельности могут сказать такие цифры: с учётом сезонных работ в «Ташкенте-2» трудилось до тысячи человек. На осушении болот, создании системы каналов было задействовано до 100 колёсных тракторов, 50 экскаваторов и другая техника. Месячный выпуск ремонтной мастерской составлял 25-30 единиц техники. Штат мастерской насчитывал более 50 человек — токари, сварщики, слесари и т.д. Здесь стоял самый мощный в районе стотонный кузнечный молот. Высококлассные специалисты трудились на новейших токарных станках.

Задачи перед мелиораторами стояли следующие: осушение болот, сведение кустарников, строительство дренажных линий, выравнивание почвы. Работали по всему району — в Островах, Малиновке, Степанове, Плоскове, Софиевке, Любаче, Захонье, по дороге на Невское (где теперь сельхозугодья). И это далеко не весь перечень окультуренных территорий.

Прекратил своё существование «Ташкент-2» в конце 80-х – начале 90-х годов, оставив о себе память в виде многочисленных построек, до сих пор являющихся основой микрорайона.

Административное здание бывшего ДЭП

Хлеб — это жизнь

В мае 1944 года на улице Железнодорожной был создан Солецкий головной пункт «Заготзерно». При нём числился подсобный пункт в Уторгоше.

«Заготзерно» занималось приёмкой и хранением хлебопродуктов и хлебофуража (зернофуража). Численность работающих в 1947 году составляла 9 человек. В 1954 году организация стала называться Солецкой реализационной базой Всесоюзного объединения «Заготзерно». В тот период к ней добавились подотчётные организации: Солецкий и Леменский сенозаготовительные пункты.

В 1957 году базу переименовали в Солецкий хлебоприёмный пункт, а в 1972-м ему в подчинение передали Волотовский хлебоприёмный пункт.

В 1973 году на предприятии работали 84 человека: на основной базе в Сольцах — 53 человека, в Волоте — 31 человек. В марте 1975 года Солецкий хлебоприёмный пункт получил новое название — Солецкое хлебоприёмное предприятие. В 1994 году оно стало акционерным обществом. В 1996 году в нём трудились 30 человек.

Через два года по причине сокращения поставок сырья предприятие стало нерентабельным и прекратило свою деятельность.

Четверть века на нём отработала жительница вокзального микрорайона Татьяна Иванова.

— Начинала я при директоре Кулакове Юрии Яковлевиче, — рассказывает Татьяна Николаевна, — его сменил Синильщиков Алексей Яковлевич. Следующим руководителем стала Кузина Римма Васильевна, затем предприятие возглавил

Барсуков Леонид Викторович, а последним директором был Карапетян Борис Деникович. Конечно же, нам было очень жаль, когда предприятие закрылось. Здесь работало много замечательных людей-тружеников, стояли огромные производственные и подсобные помещения, которые вскоре были разобраны на стройматериалы.

Будущее почтовое отделение

Со всего района

В начале 60-х годов в непосредственной близости от вокзала появилось здание молокозавода. Ветераны сельскохозяйственной отрасли вспоминают, что сюда свозилось молоко всеми колхозами и совхозами района. Сметана, творог и другая молочная продукция отправлялись в Ленинград. Коллектив завода был небольшим — около 20 человек. В 1994 году молокозавод получил статус акционерного общества открытого типа, пытался работать в новых рыночных условиях, ликвидирован 31 декабря 2002 года.

Промышленная территория

В этом микрорайоне в годы расцвета находилось больше десяти достаточно крупных организаций и предприятий. Мощнейшее дорожно-эксплуатационное предприятие, сумевшее в условиях 90-х своими силами построить здание Горской школы, асфальтный завод, Межколхозстрой, товарная база Солецкого райпо, лесоторговый склад, передвижная механизированная колонна, нефтебаза (позже на её территории располагался лесхоз). Каждый объект имеет свою уникальную историю, свои трудовые подвиги. В каждом работали люди — честные, открытые труженики, верившие в светлое будущее.

Пенсионеры, проживающие в доме-интернате, всегда окружены заботой и вниманием

Жизнь продолжается!

Несмотря на то что от большинства вокзальных предприятий остались лишь руины, жизнь в микрорайоне продолжается. Работают магазины, есть детские площадки, к домам подведены газовые коммуникации. Строятся новые жилые дома, приводятся в порядок старые. Рабочими местами жителей обеспечивает дом-интернат для престарелых и инвалидов. Недавно подрядчики установили новый модуль для почтового отделения. Садоводы-огородники на придомовых участках с удовольствием выращивают всё необходимое для своего стола. Большим событием стал капитальный ремонт дороги, долгое время не отвечавшей нормативным требованиям.

В целом теперь эта часть города напоминает дачный квартал с тихими улицами, утопающими в зелени. Но время от времени в эту тишину врываются паровозные гудки и шум поездов, напоминающие «откуда есть пошёл вокзальный микрорайон»…

Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

В этом году жители деревни Долгово отпразднуют 607-летие родного края

Концерт для деревни

Андрей Калинин надеется победить в областном конкурсе старост и получить средства для реализации инициативы односельчан (газета «Звезда» )

Начальные работы на беговой дорожке

На беговой дорожке… экскаватор

В Холмской средней общеобразовательной школе началась реализация проекта по благоустройству территории.

На дистанции — поддорчане

Идти в своё удовольствие

11 апреля в Холме в рамках проекта областного совета ветеранов «Сельскими тропами — к здоровью и долголетию», поддержанн...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА