Суббота, 27 июля 2024

Солецкая газета
Сергей Овчинников

«Здесь я обрела душевный покой»

Пенсионерка пишет стихи со школьной скамьи

Пенсионерка пишет стихи со школьной скамьи

Фото: Сергей ОВЧИННИКОВА

В деревне Райцы проживает 80-летняя поэтесса, родители которой дружили с четой Брежневых

Зовут её Нина Павловна НИКАНДРОВА. Человек необыкновенной энергии, светлой, позитивной. Её не сломили ни многочисленные трудности, беды, ни проблемы со здоровьем. Она продолжает жить, писать стихи, видеть в каждом луче солнца радостный посыл, в каждой птице — вестника добрых новостей.

Нина Павловна — ребёнок войны. Родилась в октябре 1943 года в оккупированной немцами Саратовской области.

На службе Отечеству

— Мужчины в нашем роду, как правило, были офицерами, — с гордостью сообщила она во время встречи в её доме в Райцах. — Папа, дед, прадед — все верой и правдой служили Отечеству, являлись участниками боевых действий. С каждым из них связаны интересные истории. Например, мой дед, царский офицер, влюбился в красавицу-цыганку Мавру из знаменитого Соколовского хора, похитил её у родственников и женился на избраннице. Жили они затем в любви и согласии. Отец, Павел Никитич Васильев, в Гражданскую войну служил в коннице Будённого, в качестве разведчика прошёл советско-финскую, Великую Отечественную войны, участвовал в боях с Квантунской армией в Маньчжурии. Получил несколько серьёзных ранений. После войны служил в органах безопасности. Ушёл из жизни в 1961 году.

Из десяти выжили шесть

Несладко пришлось его супруге Марии Гордеевне и детям во время оккупации. В многодетной семье воспитывались десять ребят, Нина — восьмая по счёту, но войну пережили только шесть. Два ребёнка погибли во время бомбёжки, ещё два — от голода и болезней. В одном доме с Васильевыми жили немцы. Не зверствовали, но и не проявляли сочувствия к голодавшим маме и ребятишкам.

Нина Никандрова в молодые годы

Концерты для Леонида Ильича

После войны отца по службе переводили с места на место. В школу Нина пошла в Мелитополе. Затем семья проживала в Запорожье. В этот период к ним в гости несколько раз приезжали супруги Брежневы, с которыми дружили родители девочки. Отец познакомился с Леонидом Ильичом по линии военной службы.

— Я уже тогда любила выступать перед родственниками и гостями, — с улыбкой рассказывает Нина Павловна. — Папа ставил меня на табуретку, я пела, исполняла танец, который мы называли «кабардинка». Так что довелось заслужить аплодисменты будущего генерального секретаря коммунистической партии Советского Союза. А в школьные и студенческие годы я была участницей запорожского ансамбля песни и пляски имени Уманского.

Работала даже кочегаром!

Окончив в Запорожье десятилетку, она поступила в политехнический институт. Но после третьего курса учёбу пришлось оставить — вышла замуж за молодого офицера, отправилась с ним по месту назначения. В военных гарнизонах, где жили супруги Никандровы, Нина Павловна бралась за любую работу. После окончания медицинских курсов трудилась операционной медсестрой. Была лаборантом в школе, заведующей складом. Некоторое время даже работала в кочегарке!

Бесконечную нежность и любовь вкладывает Нина Павловна в стихи о своих юных родственниках.
Внучок
У меня растёт внучок,
Ему четыре года,
Он послушный малышок,
Но иногда нашкодит.
Мы поклеили обои
С дочкой в детской комнате,
На обоях птички пели
Меж ветвей зелёненьких.
Стены утром не узнать,
Все — в узорах новых,
Мой внучок разрисовал
Фломастером обои.
Его ругать не стала я,
Переклеив стены,
Объяснила, что нельзя
И что можно делать.
Дали краски и альбом,
Книжечку-раскраску, 
Внук раскрасил 
в книжке дом,
Кошечку, собачку.
Маму с папой и сестрой
Нарисовал в альбоме —
И не портил больше он
В комнате обои.

Самодеятельность и женсовет

И всегда в гарнизонных очагах культуры занималась художественной самодеятельностью. Руководила хором, танцевальными коллективами, готовила театральные и другие постановки. Писала стихи и читала их во время концертов. Умеет играть на гитаре, в молодые годы исполняла в основном народные песни, шансон. Есть у неё и собственные композиции.

Постоянно занималась общественной деятельностью, возглавляла женсоветы школы, гарнизона. В этом качестве во время службы мужа в Чехословакии (1988-1991 годы) даже побывала на международной конференции чешско-немецко-советской дружбы, делилась опытом с большой аудиторией.

Нашли подходящее место

Гордость Нины Павловны — родственники, проживающие в Северной столице. Супруги в своё время мужественно пережили потерю двух дочек и всю свою любовь подарили третьей. Дочь окончила педагогический университет, успешна в профессии и счастлива в браке.

После выхода в запас главы семьи Никандровы поселились в Санкт-Петербурге. В 1996 году Нина Павловна серьёзно заболела. Врачи настоятельно рекомендовали сменить климат.

— Муж посадил меня в машину, сказал: «Едем искать подходящее место». Так мы оказались в Солецком районе. Сельская местность, чистый воздух, недалеко лес… На выбор нового места жительства повлияло и то, что здесь проживали наши знакомые. Приобрели домик и уже почти три десятка лет живём в красивой деревне Райцы. И болезнь, из-за которой пришлось покинуть Санкт-Петербург, вскоре отступила, — вспоминает она.

Здесь моя малая родина

Задаю вопрос своей собеседнице:

— Вы бывали в разных уголках страны, за границей. Какое место считаете своей малой родиной?

Не задумываясь она ответила:

— Так Райцы и считаю. Нигде так долго не жила. Именно здесь я обрела душевный покой. И, кстати, основная часть моего поэтического багажа создана именно в Райцах. Очень ценю и уважаю своих замечательных подруг Марию Каширскую и Татьяну Бойцову, с которыми мы периодически встречаемся, делимся воспоминаниями, отмечаем праздники. Сейчас по состоянию здоровья практически не бываю в райцентре, поэтому, пользуясь случаем, хочу передать привет моим солецким подругам Светлане Кутовой и Евгении Кукушкиной.

Пишу о том, что вижу

Тем для стихотворений у неё немало. Признаётся с улыбкой: «Что вижу, о том и пишу». Есть стихи о своих родных, временах года, птицах, животных, деревне, патриотические — о защитниках Родины. С удовольствием сочиняла и продолжает сочинять детские стишки для своих внуков и правнуков.

Отдельная тема — российская глубинка. В поэтических строчках автора — тихая грусть из-за пустующих просторов и надежда на возрождение села.

Что-то изменилось на Руси,

Тихо стало в деревнях и сёлах, 

Некому ни сеять, ни косить,

И не слышно песен в них весёлых.

Все поля травою заросли,

Покосились избы без хозяев,

Дела нет до матушки-земли,

И стоит она не пахана, родная…

Раньше пахло хлебом на столе, 

Вынутом из тёплой русской печки,

И скотину выгоняли на заре,

И гуськом шагали гуси к речке…

Люди, возвращайтеся в село,

Сеять хлеб, рожать детей и строить хаты!

Аисты летят весной в гнездо,

Не в чужое, а в своё обратно…

Немало её произведений было опубликовано в областных печатных изданиях, несколько раз — в «Солецкой газете». Пенсионерка собирает газетные вырезки и бережно их хранит. Радуется как ребёнок, когда выходит новый стих.

Около двух часов продолжалось наше общение, Нина Павловна в приподнятом настроении читала мне наполненные глубоким смыслом строчки: смешные и грустные, торжественные и искренние. В них — вся её душа, вся жизнь.

Ты могуча, крепка, Россия,

Богатей, укрепляй свою власть,

С нашим русским народом сильным

На колени тебе не упасть!

Так живи, расцветай, моя Родина,

Сберегая просторы свои, 

Ты всегда всем назло невзгодам

Будешь твёрдо стоять как гранит!

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА