Супруги Антонина Николаевна и Василий Васильевич ГАВРИЛОВЫ из Боровёнки в счастливом браке живут уже 70 лет!
Эта дата носит название «благодатная», потому что по народному поверью именно к такому юбилею муж и жена понимают, что их совместная жизнь — благодать!
И уж кто, как не Гавриловы достойны медали «За любовь и верность», которую им вручат 8 июля — в День семьи, любви и верности в год, объявленный Президентом России Годом семьи.
Характер и нравы
А начиналась благодать земная Гавриловых как у многих пар — со случайной встречи. Несмотря на то, что родились и выросли Антонина и Василий в одной деревне, впервые увиделись только в 1953 году, когда бравый солдат Вася, отслужив в Восточной Германии положенные три с половиной года, вместе с товарищами ехал в военкомат по месту приписки, чтобы встать на учёт. Тоня приметила парня прямо на дороге, когда подошла поздороваться с двоюродным братом, оказавшимся сослуживцем Гаврилова. Хрупкая и симпатичная девушка сразу понравилась молодому человеку.
— За красоту и полюбил, — улыбается сегодня Василий Васильевич, приобнимая жену за тоненькие плечи.
Но красота красотой, а узнать друг друга получше хотелось. Поэтому встречались год или чуть больше и только потом решили пожениться. Антонина работала проводником на железной дороге, характером обладала строгим и независимым. А Василий, хоть и уверяет, что совсем не ревновал её, слегка лукавит. И признаётся, что даже спустя 70 лет брака ревность нет-нет да и закрадывается в душу. И дочь Надежда посмеивается, утверждая, что папа всегда беспокоился, как бы красавицу маму не очаровал кто-нибудь другой. Но они всегда берегли и заботились друг о друге, не представляя жизни по отдельности.
После свадьбы Тоне пришлось сменить разъездную работу проводника на оседлую — кассиром в Доме культуры. Выходила в ДК по сменам. Однажды, заскучав от однообразных домашних хлопот, захотела подробней узнать, как проходят трудовые будни супруга, который служил техником в конторе связи Окуловского района.
— Зима была. Встали на лыжи, пошли по моему маршруту по деревням, проверять работу оборудования, — вспоминает Василий Васильевич. — Идём через Заозерское озеро, деревни Боровно и Завод. Все, казалось бы, хорошо. И вдруг в Заводе жена показала норов — свернула с дороги, как ей захотелось. Как я ни убеждал, что выбрала не то направление, Антонина упрямо бежала вперёд, а я за ней — куда денешься, не бросать же!
Супругу Василий догнал, но время ушло и заночевать пришлось в селе. Объяснять хозяевам, что в браке, Гаврилов не стал, просто представил Тоню сотрудницей конторы. Оттого и пришлось самому лечь на печке, пока молодая жена нежилась в удобной кровати. Сейчас, рассказывая об этом эпизоде, Гавриловы дружно смеются, вспоминая строгие нравы того времени.
Были бы стены
Быт молодожёны налаживали в доме родителей Василия. Там родились старшие дочери. Закалённая войной, во время которой ей одной пришлось поднимать своих мальчишек, свекровь держала корову — она была кормилицей и для семьи Василия Васильевича, и для двух его братьев с жёнами и детьми.
Дочь Гавриловых Надежда хорошо помнит детские годы, когда половина лета проходила на покосе. Травы нужно было заготовить столько, чтобы хватило и с сельсоветом рассчитаться за предоставленные угодья, и на свою коровку насушить. Но было весело, босиком бегали по покалывающей пятки стерне, помогая взрослым ворошить сено.
В собственную избу семья Гавриловых перебралась только спустя почти 10 лет после свадьбы. Сначала обновили старенький бабушкин дом, а потом присмотрели местечко и стали строить свой. Возвели стены, крышу, сложили печь — и перешли жить в недострой. Успевали всё: и дом до ума доводить, и работать, и воспитывать трёх дочерей, и печку топить, и дрова носить, и за огородом присматривать, и свою корову содержать. Со временем Василий Васильевич сам пробурил скважину, и на кухне из крана потекла холодная вода.
И жизнь, и слава, и почёт
С тех пор ничего не изменилось. Дом по-прежнему крепок усилиями своего хозяина, который даже заборчик с незатейливыми куполами на каждой штакетинке обновил своими руками почти в 90 лет. В огороде ровными бороздами выстроился картофель, радуют глаз грядки с зелёной мелочью, благоухают цветы. Только корову больше не держат — силы не те.
Зато стал Василий Васильевич прикармливать уличных голубей — вот они, сидят на поленнице, в ожидании горсточки зерна, за которым Гаврилов специально ходит в магазин, чем вызывает добродушное подшучивание односельчан.
Конечно, не обходится в жизни без помощи родственников. Даром что ли у Гавриловых три дочери, шесть внуков и семь правнуков! Правда, почти все живут в Санкт-Петербурге, но навещают часто, а дочь Надя — на заслуженном отдыхе и вовсе в последние годы почти постоянно находится с родителями.
— Мама и папа по-настоящему любят друг друга, — открывает семейную тайну Надежда. — Помню, поссорятся, и отец словно в воду опущенный ходит. Всё по дому переделает и к маме: «Тонюшка, Тонюшка...»
Отец слушает дочь и соглашается, что мириться всегда первый шёл. Говорит, что женщина не может быть виноватой.
Василий Васильевич, как надёжный ствол дерева, держит все веточки своей большой семьи. Да и трудовой стаж имеет ни много ни мало — полвека! Заслужил и медали «За отличие в воинской службе 2 степени», «За безупречную службу в Вооружённых Силах СССР», «Ветеран Вооружённых Сил СССР». А с 2008 года является почётным гражданином Окуловского района.
Жена же, дети, внуки и правнуки всегда готовы окружить заботой и вниманием, подпитать внутренней энергией. Оттого, наверное, и брак Гавриловых долгий, счастливый и надёжный...