Именно так, по мнению хозяйки пасеки в деревне Курицко Ксении БАКЛАГИНОЙ, нужно строить бизнес с труженицами крылатой гвардии.
Добрая слава о новгородском мёде шагнула уже далеко за пределы нашего региона, а Новгородский район – один из лидеров по производству этого продукта. Есть примеры, когда медовое дело продолжается из поколения в поколение. Сегодня с одним из образцов семейной преемственности мы и познакомимся.
Папина дочка
На фермерском фестивале «Своё», что нынче проходил на Ярославовом дворище в Великом Новгороде, всяческой снеди было не счесть: мясо и рыба, овощи и грибы. И среди прочего – огромное разнообразие мёда. Мне захотелось приобрести ароматного медку местного производства, которым торговала симпатичная пара – Кирилл и Дарья. Как оказалось, сын и невестка потомственного пчеловода Юрия Логиновича Ермолаева. Подсобное хозяйство, которое он основал, находится в деревне Курицко, а руководит им уже несколько лет дочь пасечника Ксения.
Ксения Юрьевна стала гостьей нашей редакции, и мы узнали много интересного об этой фермерской династии, о профессии пчеловода, нраве крылатых тружениц и планах хозяйки огромного пчелиного роя. Ну кто еще расскажет, что есть пчелы миролюбивые и злые, что за сезон один улей приносит до 150 кг меда, что умеют пчелки танцевать и понимают эмоции человека?
Сразу подчеркнем, что не только отец, но и дед, и прадед в роду Ермолаевых занимались пчеловодством. А сам Юрий Логинович стал осваивать пчеловодство по необходимости. Он по профессии инженер, трудился в производственном объединении «Элкон». А в 1990-х завод закрыли. Пробовал заниматься торговлей, но понял, что не его это дело. Решил открыть собственное, тем более что живы были воспоминания детства: кипящий самовар, жужжание ульев на семейной пасеке и наказ деда «пчеловодство не забывать».
В деревне Курицко Ермолаевы построили дом, а Юрий Логинович завел пчел. Начал с двух пчелосемей, а сегодня в хозяйстве 260 ульев. Надо отметить, что он сам придумал конструкцию для пчелиных домиков – такую, чтобы было удобно именно труженицам. Изделие не патентовал. Пустил, так сказать, в народ. Его чертежами пользовались коллеги из других регионов, в письмах и соцсетях благодарили, за опытом приезжали, интересовались, с каким инструментом работает, что за материал для ульев использует.
Всеми своими знаниями Юрий Ермолаев щедро делился, а пришло время, и дочери ценный опыт передал. Девять лет назад бразды правления пасекой она взяла в свои руки. Начинала бизнес с торговли в стационарном магазине Великого Новгорода, потом стала руководителем. Пчеловодство так захватило молодого предпринимателя, что она стала читать специальную литературу, в основном советских лет, искала информацию в интернете, интересовалась практикой успешных пасечников.
Ксения Юрьевна получила второе высшее образование, добавив к диплому экономиста еще один – по специальности «пчеловод-технолог». Она сказала, что пчеловодство на первом этапе было для нее просто хобби, а на сегодняшний день – главное дело жизни.
Такой вот характер!
Базовая фамильная пасека по-прежнему находится в деревне Курицко, однако по весне свой крылатый женский коллектив (трудятся ведь только пчелки) хозяева вывозят в другие деревни Новгородского и Лужского районов. Есть хозяйство и в Солецком районе. Словом, пчелиный рой перемещается туда, где буйствует разнотравье, много цветов, а значит, и нектара разного.
– Почему-то принято считать идеальным башкирский мед, алтайский. Но наш ничуть не уступает. А по мне, так он ароматнее, нежнее, чем, например, монофлерный южный, получаемый из нектара одного вида растений, – с уверенностью профессионала замечает Ксения.
Моя визави и сама немного пчела. Мед качает вручную, а это труд тяжелый и монотонный. За здоровьем своих «девочек» (так пчелок называет) следит, если те заболеют, что не исключено, – знает, как лечить.
Плюс ко всему она – человек творческий, можно сказать, экспериментатор и немного художник. Пару лет назад занялась мыловарением на основе меда и продуктов пчеловодства. Уже имеются постоянные заказчики из разных городов России. А кроме косметического ассортимента есть и интерьерный: например, она со своими помощниками отливает восковые свечи, которые не только источают нежный аромат, но и за счет прополиса в составе служат мощным антиоксидантом.
Кстати, первым ценителем медового мыла была бабушка Ксении. Изделие внучки ей очень понравилось. А как иначе, ведь медовое мыло, да еще сделанное с любовью, не только улучшает внешний вид, но и поддерживает здоровье волос и кожи.
Отпустила свой страх
Моя гостья призналась, что до жути боялась пчел, даже гул пчелиный пугал, потому что в детстве они её покусали. Дедушка и папа дали совет: «Перестань бояться. Пчелы испуг чувствуют. Отпусти страх…»
– Я себя пересилила, и это сработало, – сообщила она. – Конечно, хожу на пасеку в костюме и в сетке, но страха нет.
А еще моя собеседница рассказала, что как-то во время её смены в магазине раздался звонок. Встревоженный женский голос сообщил: находимся в Трубичине, в саду на березе завис пчелиный рой, спасите! Она взяла пульверизатор с водой, целлофановый пакет, села за руль и поспешила к месту ЧП. А там залезла на стремянку, отпугнула пчел водой и определила нарушительниц спокойствия в пакет. Доставила их на свою пасеку. По пути назад успела позвонить врачу, чтобы скорее готовил капельницу – у нее ведь аллергия на укусы пчел…
Вот такой у нашей героини характер. А еще она 17 лет играла в большой теннис и даже с парашютом прыгала в Борках.
– Что в планах? – спрашиваю Ксению Баклагину.
– Хочу взять грант по программе «Агростартап», увеличить пасеку, развивать производство сувенирной продукции и продвигать новгородский мёд под собственным брендом. Товарный знак в этом году получила, создан и привлекательный логотип. Главное, есть команда единомышленников – семья и друзья нашей фирмы.
– Будете выходить на маркет-плейсы?
– Это я уже пробовала и разочаровалась. Там слишком много фальсификата, а конкурировать с недобросовестными производителями нецелесообразно. Я каждую партию своего мёда отдаю на экспертизу в лабораторию и, только получив заключение о соответствии ГОСТу, отправляю его на реализацию. Торгуем в собственном магазине, представляем свой товар в сувенирных лавках, сотрудничаем с туристическими фирмами.
– Большая конкуренция в медовом бизнесе?
– Конкуренция есть. Пчеловодов с каждым годом становится всё больше, но мы держим свою марку, и люди нам доверяют.
И пара вопросов напоследок:
– Одобряет ли папа выбор дочери, которая приняла эстафету?
– Конечно! Единственное, за что он переживает, это когда пчелы меня кусают.
– Как от столь непростой работы получать моральное удовлетворение?
– Если дело любимое, то и труд – в кайф.
Газета “Звезда” от 10 октября 2024 года.
Теги: Новгородский район, АПК, мёд, пасека