В прошлом году гонки ралли «Суворов» в полную силу не развернулись. То случился ледяной дождь, и на легендарных «111 трамплинах» прыгать стало опасно. А на следующий день спецучасток у деревни Зубово перегородил КамАЗ. Но в сезоне 2025 звёзды сошлись.
Уже с начала недели атмосфера в Любытине и его окрестностях была, как в спортивном городке: шумно, ярко, оживлённо. То здесь, то там слышались звуки моторов гоночных болидов — высокие, чистые, ни с чем другим не спутаешь! А незадолго до старта ралли на небе засияло за всю зиму не виданное солнце.
На трассу вышли более 30 экипажей. Гонщики прибыли к нам ещё «горяченькие» под впечатлением этапа Чемпионата ралли в Карелии. Дескать, Новгородчина, удиви, если сможешь!
Именно ралли «Суворов» завершило цикл зимних гонок в чемпионате.
Вечером в пятницу, 14 февраля, экипажи проехали 45 км дистанции в направлении Никандрова, Каменки, Зубова. Трасса была разбита на четыре участка, два из которых раллисты проходили в ночное время. Лидер определился к 20 часам вечера.
Главные события гонки развернулись в субботу. В этот день дистанция была почти в два раза длиннее — 84 км, а самое главное — включала в себя спецучасток в местечке Котань. Его ещё три года назад с легкой руки трехкратной чемпионки страны в абсолютном зачёте, штурмана Марины Даниловой прозвали «111 трамплинов».
Гонщики характеризуют наши дороги как весьма «рабочие», прямые участки чередуются с отрезками, где повороты идут один за другим. Поэтому ритм действий пилота должен меняться часто. Что повышает уровень концентрации внимания, и преимущество получает тот, кто умеет мобилизоваться и не теряет чувства дороги при смене ритма движения, быстрее выходит на максимально эффективный режим.

В ожидании ралли мнения самих спортсменов различались. Кто-то утверждал, что «111 трамплинов» — чудеснейший спецучасток, вообще лучший в российском ралли, а местность в Любытинском районе сама по себе гоночная.
Другие считали его тяжёлым, с рваным режимом прохождения и утверждали, что «летать» на трамплинах не будут. Просто преодолеют в рабочем режиме.
Многолетний лидер гонки Артур Мурадян, все три года отлично катавшийся в Любытинском районе, отмечал, что наши дороги очень быстрые, поэтому цена ошибки довольно высока.
Оказалось, как в воду глядел. Уже в пятницу с дистанции сошёл экипаж ещё одного известного гонщика, претендента на победу Андрея Мансурова. Он не только перевернулся и вылетел с трассы, в него врезалась ехавшая следом машина. По словам того же Артура Мурадяна:
— Чуть было не было. Я думал, что снега на дороге немного, но было очень скользко. Особенно разница ощущалась на проезжей и лесной дорогах. Было ощущение, что едешь по мылу. Поэтому преимущество получили те, у кого была лучше школа скольжения.

Действительно, по результатам первого дня в число лидеров вырвался молодой гонщик Павел Щербаков на моноприводной машине. Победителю этапа Владимиру Васильеву он уступил всего полторы секунды. Автомобиль Щербакова потерял время, сделав «мягкий» вылет с трассы с несколькими переворотами.
На следующий день культовые «111 трамплинов» жёстко проредили группу лидеров решающего зачёта. С дистанции сошли несколько экипажей — кто-то вылетел в лес, кто-то перевернулся, зацепив обочину. Среди причин называют так называемый перебор скорости: прекрасно расчищенная широкая дорога не прощала ошибок.
Средняя скорость участников ралли «Суворов» превышала 144 км/ч, максимальная достигала 185 км/ч. По словам того же Артура Мурадяна, его «Шкода» четверть дистанции провела в воздухе.
В абсолютном зачёте ралли «Суворов» победу одержали Владимир Васильев и Евгений Загороднюк из Санкт-Петербурга. На втором месте Артур Мурадян (Москва) и Ярослав Федоров (Челябинск). На третьем — Радик Шаймиев и Максим Цветков из Казани. Все победители участвовали в гонке на автомобилях «Шкода Фабия».

Экипаж Васильев-Загороднюк по результатам двух зимних этапов на Северо-Западе (тремя неделями раньше в Северном Приладожье прошло ралли «Карелия») вышел в единоличные лидеры общего зачёта. В остальных трех зачётах сильнее всех тоже оказались экипажи, победившие в «Карелии».
Участники и организаторы гонки отметили отличную подготовку трассы муниципалитетом Любытинского района. Главе района Андрею Устинову, руководителю Неболчской ДПМК Михаилу Александрову были вручены благодарности от комитета ралли РФ, слова признательности прозвучали в адрес службы ДПС, волонтёров, медиков, сотрудников пожарной части.
Один из лидеров гонки Александр Донец сам организует этап ралли на своей родине. Он отметил, что понимает, сколько сил было приложено организаторами для подготовки трассы. Он поставил Любытинскому району высокую оценку за комфорт и гостеприимство.
— На удивление не очень хорошая погода, но трасса замечательная, все радуются и получают удовольствие. «Суворов» — хорошая гонка, — отметил Александр.
Гонщики вспоминали добрыми словами и местный магазин «Чёрный кот», где приобретали варежки, удивительно подходящие для зимних гонок.
Фото Ксении Ильиной и предоставлены SportMediaTeam для компании-промоутера Чемпионата и Кубка России по ралли ASMG