Соколов Александр Алексеевич родился 2 июня 1924 года в деревне Сельцо, недалеко от станции Будогощь Ленинградской области. Он был старшим в семье. Кроме него потом было четверо детей, но в живых осталась только сестра.
Ещё до войны его родители переехали в посёлок Любытино, где Саша ходил в школу. 2 июня 1941 года ему исполнилось 17 лет, а через 20 дней началась война. Как и миллионы ровесников Александр хотел защищать Родину. Весной 42‑го его с друзьями прямо с урока физики вызвали в райком партии и предложили ребятам вступить в комсомольско-молодёжный партизанский отряд. Никто не отказался. Вчерашних школьников учили военным премудростям. Перед ними стояла задача пройти рейдом по тылам противника, нанося урон его коммуникациям.
Линию фронта переходили под Мясным Бором. А первый бой приняли возле деревни Замостье, где остановились на привал, и именно туда подошли каратели. В том бою ребята впервые столкнулись со смертью. Был тяжело ранен их друг.
Весь апрель и начало мая партизаны провели в тылу врага, рвали железнодорожное полотно, мосты, связь. А когда задачу выполнили, вернулись домой.
В августе пришла долгожданная повестка. Уже обстрелянному бойцу было, конечно, легче, чем другим. После недолгого переобучения бригаду бросили под Красный Бор. На марше в Колпино попали под бомбёжку. В бой вступили следующей ночью. Пулемётный расчёт, первым номером которого был Александр, поддерживал огнём «максима» атаку наших. В горячке боя никто не заметил, что немцам удалось просочиться с флангов. В этом бою солдат Соколов был ранен первый раз. Госпиталь сначала в блокадном Ленинграде, потом на Урале, в городке Чусовой. Оттуда после излечения его направили в Ленинградское пехотное училище, находившееся в эвакуации, ведь за плечами была десятилетка, только незаконченная.
Обстановка на фронтах к тому времени несколько стабилизировалась, и учёбу продлили до года. После выпуска младший лейтенант Соколов попал на 3-й Белорусский фронт командиром стрелкового взвода. Ему, совсем юному офицеру, пришлось отвечать за жизни своих бойцов, многие из которых были куда старше и опытнее.
Летом 44‑го началось наступление по всему фронту. Артиллерийская подготовка длилась два часа. Потом в атаку пошли танки и пехота. Немцы отстреливались, бежали, сдавались в плен. Из второй и третьей линий окопов их пришлось выбивать
Взвод Соколова с ходу преодолел небольшую речушку. Бой гремел неподалёку, а там было очень тихо. Когда взводный посмотрел на карту, оказалось, что речушка — граница с Восточной Пруссией. Наконец-то под их сапогами вражеская земля! Но тут из рощи выполз немецкий танк, снаряд взорвался позади. Потом полоснули автоматные очереди. В горячке офицер не сразу понял, что ранен. С трудом добрался он при помощи связного до блиндажа, набитого ранеными бойцами, а на утро их подобрал медсанбат. В госпитале младший лейтенант узнал о присвоении ему очередного звания, а затем снова вернулся в часть.
Наступление в Восточной Пруссии должно было начаться в январе 45‑го, но его пришлось начать раньше. Враг отчаянно сопротивлялся, дрался за каждый дом, укреплённый пункт. И снова ранение, госпиталь, где и узнал Соколов о победе, а в конце августа вернулся домой.
После войны мой отец, а это был он, закончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Долгие годы был на партийной работе, в том числе в обкоме и т. д. В 1967 году после ВПШ (Высшей партийной школы) получил направление в Мошенское, где и трудился до смерти в 1981 году.
Со своей женой он познакомился ещё в школе, когда был вожатым в её классе. Писал ей с фронта, а в 1948 году родители поженились. Нас в семье было двое. Мы росли в любви и заботе. Мама всю жизнь отдала младшим школьникам.
О войне папа не любил вспоминать. За что он получил свои ордена, мы с сестрой узнали только благодаря поисковой работе учеников Мошенской средней школы, которые нашли наградные листы.
У моих родителей четверо внуков и семь правнуков, которые знают о том, как воевал их дед и прадед. Его награды хранятся дома.
Автор: Ираида Сергеева