На теплоходе «Москва» в Великом Новгороде прошла презентация книги ведущего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника, кандидата исторических наук Ильи Хохлова «Поѣхали! С Достоевским по Ильменю и Волхову». Издание продолжает теперь уже цикл «Поѣхали!» писателя-историка, посвящённый путешествиям по Новгородской губернии в различные эпохи на разных видах транспорта и на этот раз рассказывает историю пароходного сообщения на названных водных объектах в XIX–XX веках.
Водные пути, с глубокой древности пролегавшие по местным рекам и озёрам, во многом предопределили расцвет Новгорода в Средние века. Впрочем, речь в книге Ильи Хохлова идёт о другом периоде: основное внимание уделено второй половине XIX — началу XX века. В это время волховские и ильменские воды бороздили многочисленные суда, особое место среди которых занимали пароходы. В Новгородской губернии пароходы играли заметную роль в пассажирских и грузовых перевозках и долгое время успешно конкурировали с другой технической новинкой — поездами.
Одним из пассажиров новгородских пароходов этого времени и, пожалуй, самым знаменитым был писатель Фёдор Достоевский. Именно поэтому он и был выбран «в попутчики» для любознательных читателей. Имя Фёдора Михайловича — тот стержень, вокруг которого и возводит конструкцию повествования Илья Хохлов.
И пусть в текстах классика упоминаний о новгородских водных артериях немного, зато Илья Хохлов сумел обнаружить достаточное количество по-настоящему любопытных фактов, в том числе и связанных с Достоевским в письмах, дневниках, архивах и мемуарах.
Так, на пристани в Новгороде во время выгрузки вещей с парохода из Старой Руссы местные пароходные служащие перепутали багаж семьи Достоевских и выдали им чужой. Подмена обнаружилась лишь на железнодорожном вокзале: пришлось возвращаться на другой конец города на пристань и отыскивать собственный багаж. В нём, среди прочих вещей, лежала и рукопись будущего романа «Подросток». Чтобы найти их, супруге достоевского Анне Григорьевне пришлось потратить немало сил и нервов. Злоключениями она поделилась в дневнике.
— Таким образом, мир мог бы остаться без «Подростка», — пояснил Илья Хохлов.
Масса деталей, по крупицам собранная Ильёй в книге выстроена в увлекательное, но при этом исторически точное повествование.
Поскольку из-под пера историка вышли уже две книги серии «Поѣхали», публика вполне имеет право рассчитывать на появление трилогии. Третья книга, по логике вещей, должна быть связана с железной дорогой.
— Я рассматриваю такой вариант. Но для этого нужно найти знакового пассажира: пока поиски успехом не увенчались. Тот же Николай Некрасов, конечно, путешествовал по железной дороге до Чудова. Но меня особенно интересует участок пути от Чудова до Новгорода и в Старую Руссу, — пояснил историк.
Не исключил Илья и воздушной истории в серии «Поѣхали», что обнадёживает и вдохновляет.
В своих дневниках Анна Григорьевна, жена Фёдора Достоевского, вдохновенно описывает окрестности Новгорода, по которым они ранним майским утром плыли из губернского города в Старую Руссу:
«Когда я впоследствии припоминала Новгород, эта картина всегда представлялась моим глазам. Было чудное весеннее утро, солнце ярко освещало противоположный берег реки, на котором высились белые зубчатые стены Кремля и ярко горели золочёные главы Софийского собора. А в холодном воздухе гулко раздавался колокольный звон к заутрене. Фёдор Михайлович, любивший и понимавший природу, был в умилённом настроении, и оно невольно передалось мне. Мы долго рядом сидели молча, как бы боясь нарушить очарование. Впрочем, радостное настроение наше продолжалось и весь остальной день, давно уже у нас не было так хорошо и покойно на душе!».
Газета “Звезда” от 14 августа 2025 года