9 сентября 1943 года была расстреляна разведчица Зоя Круглова, отважная девушка, которая отдала жизнь ради победы над врагом и покоя близких.
В этот день для обучающихся Мошенской школы прошла акция «Свеча памяти» «Умереть за Родину — значит жить», посвящённая подвигам Зои Кругловой.
Зоя Григорьевна Круглова родилась 24 апреля 1923 года в селе Мошенское Новгородской области. Училась в нашей школе. Активистка, отличница, в 1940 году блестяще закончила 10 классов и осталась в ней работать пионервожатой. В день своего 18‑летия она подала заявление о приёме в партию.
С началом войны Зоя инициировала много дел, направленных на оборону, и мечтала попасть на фронт, чтобы бороться за победу. Она участвовала в строительстве оборонительных сооружений, в приеме эвакуированных из Ленинграда детей, обучала население правилам ПВО и одновременно училась на курсах медицинских сестёр.
14 октября 1941 года Зою Круглову зачислили санитаркой в 145‑й истребительный батальон. Вскоре, благодаря хорошей подготовке и крепкому знанию немецкого языка, она стала разведчицей и была направлена в штаб Северо-Западного фронта. Группа из трёх девушек — Зои Кругловой, Ани Дмитриевой и Пани Морозовой — перешла линию фронта и устроилась в Сошихинском районе Псковской области. Разведчицы собирали сведения о передвижении фашистских войск в сторону Ленинграда. Здесь у Зои впервые появилась новая фамилия — Байгер. Девушка выдавала себя за немку, дочь расстрелянного большевиками в 1938 году «врага народа». Эта легенда позволяла ей более свободно общаться с оккупантами, собирать сведения о вражеских силах и передавать информацию за линию фронта.
В 1942 году Зоя обосновалась вместе с радисткой Зинаидой Байковой в районе г. Острова. Там она наладила связи с подпольными организациями города и передавала важные радиограммы фронту. В начале 1943 года разведчицы решили уйти из Острова, заметив за собой слежку, но опоздали, и девушек арестовали гестаповцы.
Зое удалось бежать к партизанам. При попытке перехода линии фронта её выдал провокатор, и она снова оказалась в тюрьме города Остров.
9 сентября 1943 года вместе с островскими подпольщиками Людмилой Филипповой, Олегом Серебренниковым, Львом Судаковым и Александром Митрофановым Зою расстреляли.
Об отваге и мужестве нашей землячки стало известно только благодаря стараниям её товарищей по подпольной работе. Верховный Совет СССР посмертно наградил Зою Григорьевну орденом Отечественной войны I степени. 9 мая 1959 года награда была передана на памятное хранение матери, Федосье Капитоновне. А осенью этого же года комсомольцам Острова удалось раскрыть тайну могилы расстрелянных подпольщиков и разведчицы. Они были расстреляны на седьмой версте от города, неподалёку от шоссе Остров — Палкино.
Недавно установили, что Зоя была награждена ещё и медалью «За отвагу». Медаль и копию наградных документов передали племяннице Зои Кругловой — Людмиле Красновой.
В годовщину гибели разведчицы в Мошенской школе состоялось памятное мероприятие. Школьники собрались у Доски почёта, посвящённой Зое Кругловой, чтобы почтить подвиг отважной девушки. В своём последнем письме, написанном в плену, она сокрушалась лишь о невозможности в последний раз обнять свою маму: «… мне очень хочется немножко пожить ради того, чтобы увидеть вас, крепко обнять и выплакать на твоей груди, мамочка, всё свое горе. Ведь если бы я не попалась второй раз, в сентябре я была бы дома. Но, видно, такая моя судьба, на которую я нисколько не обижаюсь. Я исполнила свой долг. Милые мои, вы гордитесь тем, что я не запятнала вашей фамилии и своей чести. Умру, но знаю, за что…»
9 сентября 1909 года в деревне Овинец Мошенского района Новгородской области родился Александр Фёдорович Мясников — лётчик-балтиец, гвардии майор, заместитель командира 3‑го гвардейского истребительного авиационного полка 61‑й истребительной авиационной бригады (61‑й ИАБ) ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.
Мясников совершил 315 боевых вылетов, сбил 2 самолёта лично и 16 — в группе. Он был награждён орденом Ленина и орденом Красного Знамени.
Александр был единственным сыном в большой крестьянской семье. Он окончил школу, работал в колхозе и вопреки воле родителей вступил в комсомол. В 1930 году на него обратила внимание призывная комиссия Мошенского района — предложила разумному юноше стать кадровым военным и пойти в военное училище. С 1 октября 1930 года Александр Мясников стал курсантом Ленинградской Краснознамённой пехотной школы имени Склянского. По окончании школы в 1933 году Александр, в числе лучших выпускников, был направлен учиться дальше — в авиационное училище.
Успешно окончив и его, Александр начал службу в 61‑й истребительной авиабригаде ВВС Краснознамённого Балтийского флота, базировавшейся под Ленинградом. Прошёл, «пролетал» финскую войну. Вылет — обед — заправка — вылет — бесконечная боевая вертушка, за которую Мясников был награждён первым орденом Красного Знамени.
В Великую Отечественную семьям командиров разрешали отправляться в глубинку, подальше от врага. К тому времени у Александра Мясникова были жена Матрёна, родом из его же родной деревни Овинец, и маленький сын Юра. На семейном совете решили, что им будет лучше вернуться обратно в родную деревню.
В августе 41‑го капитан Мясников получил второй орден Красного Знамени. В этом месяце Мясников сменил несколько должностей и частей.
За 314 боевых вылетов Александр Мясников ни разу не дал противнику сбить себя. Лишь последний, 315‑й вылет, оказался для гвардии майора Мясникова смертельным. В извещении о гибели мужа, пришедшем к Матрене Макаровне, было сказано: «… гвардии майор Мясников, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, погиб во время воздушного боя 11 сентября 1942 года». В графе «Похоронен» было проставлено: «Не вернулся с задания».

Место гибели было обнаружено в 2002 году в двух километрах от посёлка Невская Дубровка, во Всеволожском районе Ленинградской области. На бруствере воронки вместе с обломками машины были найдены и останки лётчика, оставшегося в кабине при падении самолёта.
После долгих поисков в архивах и изучения обломков удалось установить личность пилота. Гвардии майор Александр Мясников был торжественно захоронен в селе Мошенское, рядом с могилой жены, так и не дождавшейся мужа с войны. 33‑летний балтиец очень хотел жить, хотел увидеть и обнять любимую жену Мотю, вырастить сына Юру, но не смог.
«Мотенька, дорогая, не думай, что я жить не хочу, и как ещё хочу» … «… Если доведётся и умереть, то благородно, ведь и умереть можно по-всякому. Но для меня небезразлично: можно геройски, после чего вспоминать будут как человека, а ведь можно и так, что никто и не вспомнит — этого я не хочу. О смерти никогда не задумывался, и в голову это не идёт, но коль тебя это очень страшит и часто вопрос в мыслях появляется, советую не думать ничего, от этого не уйдёшь, а коль совершится, смотри на это трезво».
11 сентября, в день гибели лётчика, в Мошенской школе провели акцию «Свеча памяти», посвящённую 315‑му боевому вылету майора А. Ф. Мясникова, и оформили информационный стенд.
Марк КОМАРОВ
Фото автора