ТОС «Менюшская артель» постоянно на слуху в нашем округе. Люди, в него входящие, настолько дружны и едины в своих помыслах, настолько искренне желают сделать жизнь в деревне интереснее, краше и достойнее, что к ним присоединяются и хотят помочь многие земляки. Там, в Менюше, живёт удивительный народ. Считается, что это святая земля питает его своею силой, укрепляет в вере, даёт надежду на то, что всё самое лучшее — впереди. И, что важно, здесь вырастают прекрасные молодые люди, такие как Иван и
Яков Мануриковы, за которых сегодня радуется вся округа. Яков добился серьёзных достижений в научной деятельности, Иван не отстаёт. Они всегда были и есть в числе первых в учёбе, спорте, в общественной и культурной жизни. Эти ребята выросли в стенах Менюшского дома культуры, где библиотека и краеведческий музей, где рядом всегда находились умные, мудрые наставники.
Подростки, названные в честь святых менюшских отроков Иоанна и Иакова, однажды вместе со взрослыми спасли потерявшегося в лесу человека. Мне пришлось писать об этом случае — тогда Иван учился в филиале агролицея, а Яков ходил всего-то в 8‑й класс. Мальчики тогда проявили мужество и бесстрашие — ночью искать человека в лесу и потом тащить его, увязая в болоте, три километра — дело, как нужно понимать, вовсе не простое… И сейчас многие дети из Менюши и окрестностей, а летом и дети дачников, участвуют в художественной самодеятельности, ставят спектакли, изучают историю здешних мест и занимаются спортом. Растут настоящими людьми. А ко всему этому причастно местное ТОС.
Жена Николая Михайловича, Надежда Ивановна, из местных, менюшских жителей. Когда-то давно уехала она на Север и работала в «Норильском никеле».
— Я работала с Потаниным, — говорит она с гордостью.
— А кто это? — спрашиваю я, будто впервые слышу эту фамилию. Да, впрочем, мне и на самом деле до этих олигархов как-то фиолетово.
— Как кто? — удивляется Надежда Ивановна моей серости. — Так ведь президент же компании, теперь «Норникель».
— Она в конторе работала, прибыль считала, а я руду добывал, — вступает в разговор Николай Михайлович. — В перестройку там много предприятий позакрывали, мы вообще без копейки денег сидели. В 93‑м государственный концерн по производству драгоценных и цветных металлов «Норильский никель» был преобразован в акционерное общество. Провели акционирование предприятий. Часть акций была передана трудовому коллективу, часть — выставлена для реализации на чековых аукционах. Контрольный пакет акций, закрепленный в федеральной собственности, со временем был приобретён ЗАО «Свифт», представлявшим интересы группы ОНЭКСИМ Банка. Потом много было преобразований. А люди пострадали тогда. Помню, один Новый год мы справляли — капуста квашеная была на столе и хлеб… А в 2007‑м мы приехали в Менюшу, на родину Нади. Думаю, в том был промысел божий.
Между прочим, у Надежды здесь и родная сестра проживает, Александра Ивановна Корчагина. Она тоже известная активистка, член ТОС, физкультурница — всегда побеждает в разных соревнованиях и скандинавской ходьбой занимается. Замечательная, милая и добрая женщина.
…Рассказывать об Аршуковых невозможно без отступлений, их жизнь неразрывно связана, сплетена с жизнью Менюши и её граждан. Граждане разные, но все четой старшего алтарника шимской церкви и его супруги обласканы. Для каждого у Николая Михайловича найдутся слова утешения, он и называет односельчан трогательным словосочетанием «родное сердце».
Являясь членами ТОС «Менюшская артель», Аршуковы участвовали в реализации множества проектов и столько хорошего сделано уже. Особой их гордостью считается обустроенное воинское захоронение и Сквер памяти недалеко от старого храма. Мы об этом много писали — теперь там есть и церковный колокол для торжественных церемоний, который удалось раздобыть Николаю Михайловичу. А на всякий пожарный случай у него на телефоне есть запись колокольного звона.
Местный полуразрушенный храм особенно почитаем и менюшцами, и многочисленными гостями деревни. Как-то, без малого два столетия назад, по этому тракту проезжал император всероссийский Николай I. А был в ту пору в этих местах мор, и народ бунтовал. А в Менюше бунтов не было. И император Николай Павлович решил облагодетельствовать благоразумных подданных и спросил, чего они хотят от царёвых милостей? Люди попросили его возвести колокольню — в деревне уже была в ту пору деревянная церковь. Император по благочестию народа приказал построить пятиглавый храм Святой Троицы. В 1841 году его освятили, а колокол подняли такой, что его голос слышали даже в Новгороде. Через 50 лет местные купцы пристроили к храму придел Николая Чудотворца в честь царя Николая. Там установили богатую мраморную раку с крышкой из серебра в 1256 серебряных рублей — отрокам менюшским… И сейчас в подвале старой церкви покоятся их святые мощи (Иоанна и Иакова).

— Знаете, все благоверные здесь живут надеждой, что Господь благоволит, и храм наш получится восстановить, — говорит Николай Аршуков.
Церковь эта пострадала не столько от войны, сколько из-за гонений на веру. В храме было и овощехранилище, и мукомольные жернова стояли. Но на престольный праздник люди всегда собирались около церкви. Власти пытались заваливать вход в пещерку с мощами камнями, но верующие за ночь разбирали завал. Пытались вынести мощи, но как только святотатцы прикасались к плите, случались чудеса: то огонь их прогонял, то вода заливала. Так и оставили свою затею злые люди.
В последние годы в храме возобновлены богослужения в престольный праздник (7 июля) и в день Святой Пасхи. Не раз здесь проводил службу владыка Новгородский и Старорусский Лев. Помню, при губернаторе области Сергее Герасимовиче Митине был создан попечительский совет по восстановлению менюшской церкви. Но всё кануло в Лету.
Сейчас Аршуковы на свои средства ремонтируют вход в пещерку, где находится рака с мощами святых отроков. В храме лежит плитка, которой планируется пристройку обложить. Много лет подряд по весне и в дождливое время подвал заливало — сделали водоотвод, сейчас там сухо. Там, где рака с мощами стоит, горят свечи. Вдоль стены — множество детских игрушек. Это паломники привозят и приносят. Уж сколько игрушек роздано, а число их не уменьшается.
— Очень мы благодарны главе нашего района Сергею Александровичу Мироновичу, — говорит Аршуков, а жена поддакивает: «Да, за всю нашу бытность здесь, за 18 лет, такого отзывчивого человека мы не встречали в администрации. О чём ни попросишь, всегда поможет, что в его силах, конечно».
— Вот плитку, которой будем вход облицовывать, — продолжает Николай Михайлович, — не на чем нам было привезти в Менюшу. Попросил я главу помочь, он тут же кому-то позвонил, договорился, и материал доставили.
Теперь Мария Владимировна Гусева бросила клич, чтобы люди помогли собрать деньги на кирпич для ремонта развалившейся стены. Там у самого входа к раке с мощами образовался проём, дыра — надо заложить. И с этим мы справимся с божией помощью.
…В 1492 году от Рождества Христова в благочестивой семье земледельцев Исидора и Варвары из деревни Верхний Прихон без присмотра родителей остались двое мальчиков — Иоанн пяти лет и Иаков трёх лет от роду. Во время игры Иван случайно убил младшего брата и от страха спрятался в печь, где были сложены дрова. Вернувшись с поля, родители увидели мертвого младшего сына. Ваню же не смогли найти. Погоревали, и затопила мать печку. Мальчик, боясь расправы, голоса не подал. Каково им было, когда из уже истопленной печи они достали тело своего второго сына! Мальчиков похоронили на кладбище в Прихоне. Через некоторое время, 7 июля по новому стилю, охотники заблудились в лесу и вышли к озерку, именуемому Каменным. И увидели, что там плавают два маленьких гробика. Догадались они, что в них тела тех самых трагически погибших мальчиков, о которых тогда говорили по всей округе. Восприняв это как чудо божие, обратились охотники к младенцам с молитвой — помочь выбраться из леса. И увидели тропу в болоте, и вышли.
А потом псковскому монаху, обретшему здесь исцеление, был голос свыше: «Дальше не ходи, останься здесь, найди могилку отроков, похорони их в деревне Менюша и поставь часовню». Монах так и поступил. Гробики эти спустя некоторое время были преданы земле в Менюше. А озеро стало исцелять от болезней, и люди назвали его Святым.
Тут, в менюшской округе, много святых мест, облечённых в легенды. Старожилы раньше вспоминали много случаев исцеления озёрной водой и водой из Родниковой обители, и из колодца возле храма. Люди до сих пор верят в легенду о святых отроках… Хотя у Николая Аршукова есть своя версия старинной истории. И неважно, что там было или не было, важно одно — люди верят в чудеса, в силу и святость этих мест. И посмотрите, несмотря на все бесчинства, войны, все «чудеса» современного мира, деревня жива. Да и какие здесь верные её хранители. Ну, не чудо ли это?














