В начале февраля заместитель директора по научной работе ФГБУ «Государственный заповедник «Рдейский» Николай Завьялов планировал поездку в Москву на конференцию «Млекопитающие в меняющемся мире», проходившую в рамках XII съезда Териологического общества им. академика В.Е. Соколова при РАН. На том форуме Николай Александрович должен был выступить с докладом по результатам 20-летних наблюдений за околоводными млекопитающими бобрами и выдрами, а также участвовать в заседании рабочей группы. Но из-за болезни поездку пришлось отменить.
По признанию учёного-биолога, научным сотрудникам по статусу необходимо хотя бы один раз в год выступить с докладами на всероссийских, а ещё лучше – на международных конференциях. В сентябре прошлого года доктор наук и его коллега старший научный сотрудник Наталья Зуева приняли участие во Всероссийской научной конференции «Проблемы изучения и охраны заповедных природных комплексов: история и современность». Она проходила в посёлке Варварино Воронежской области и была посвящена 90-летию образования Хопёрского заповедника. Николай Завьялов выступил на том совещании с докладом «Успехи и нерешённые вопросы мониторинга околоводных млекопитающих восточной части Полистово-Ловатской болотной системы». Наталья Зуева представила доклад «История и перспективы изучения фенологии птиц Новгородской области». В конце декабря 2025 года Николай Завьялов выступил с докладом «Методы мониторинга на особо охраняемых природных территориях» на Всероссийской конференции в Президиуме Российской академии наук.
Бобры – его стихия
Его малая родина — село Красный Яр Ульяновской области. Родители много раз меняли место жительства. Выбор остановили на Тульской области. В то время Николаю уже пришло время идти в пятый класс. После окончания школы была учёба в Крапивенском лесном техникуме. По распределению попал в Новгородскую область. Из Великого Новгорода направили в Солецкий район. В местном лесхозе посчитали, что молодому специалисту полезно начать трудовой путь в лесничестве, и той же весной Николай Завьялов оказался в посёлке Уторгош, чтобы уже осенью идти оттуда на срочную службу под Петербургом.
Ещё на службе отправил несколько писем-запросов в разные заповедники страны в поисках вакансий. А потом узнал, что его старший брат с женой оправился в экспедицию в Туву. Оттуда к Николаю приходили письма, полные восторженных эмоций касательно природы этой автономной республики. И он решил поехать туда, чтобы увидеть всё своими глазами.
— Поехал не один, а с сестрой. Год поработали в Саяно-Шушенском заповеднике. Уволились: для нас там была как бы другая страна, другая территория. Сестра уехала в Карелию, а я устроился в Дарвинский заповедник на границе Вологодской и Ярославской областей, — делится Николай Александрович. В Дарвинском заповеднике он трудился 17 лет.
В 2003 году в штате Рдейского природного заповедника появился новый научный сотрудник Николай Завьялов, который через два года был назначен заместителем директора по научной работе. К тому времени у него уже были за спиной Калининский государственный университет и специальность «биолог, преподаватель биологии и химии». Поступил заочно в аспирантуру. Кандидатскую степень доктора биологических наук Николай Александрович получил ещё в Дарвинском заповеднике.
Доктором биологических наук стал в 2014 году, когда защитил диссертацию на тему «Средообразующая деятельность обыкновенного бобра в лесной зоне европейской части России».
Ещё когда Николай Завьялов защитил кандидатскую, известный советский почвовед Лев Карпачевский посоветовал ему продолжать работать по теме бобров и на территориях других заповедников. Такая возможность представилась, когда он перебрался в Рдейский государственный заповедник. С целью наблюдений за речными (евразийскими) и канадскими бобрами знакомился с деятельностью Приволжско-Террасного, Центрально-Лесного, Окского, Воронежского, Хопёрского природных заповедников. А следом и книжки начал писать. Вышли в свет пять книг. Одна из монографий — «Бобры в заповедниках европейской части России». А в четвёртом томе трудов государственного природного заповедника «Рдейский» под редакцией Н.А. Завьялова и Л.А. Хляп (издание 2018 года) впервые были обобщены материалы многолетних наблюдений за бобрами, проведённых в 14 заповедниках и одном национальном парке России. В сборнике представлены работы, показывающие как историю развития, так и современную характеристику бобрового населения на особо охраняемых природных территориях европейской части России, воздействие бобра на разные компоненты экосистем.
В этой монографии есть и несколько трудов Николая Завьялова, написанных лично либо в соавторстве с другими учёными.
В прошлом году доктор биологических наук Николай Завьялов был принят в состав межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу». В 2024 году в этот состав его рекомендовали академики РАН Юрий Дгебуадзе и Вячеслав Рожнов.
Мониторинг биоразнообразия
В «Рдейском» ни для кого не секрет, что одна из главных задач здесь — постоянное ведение научной деятельности на заповедной территории. Она затрагивает мониторинг биоразнообраззия, выявление и решение проблемных вопросов. Информация, которая поступает в ходе проведения полевых работ, используется в заповеднике для оценки прогноза состояния природных комплексов и объектов, при разработке и корректировке мер по их охране и восстановлению, в работе по экологическому просвещению населения (последнее – вотчина Веры Николаевны Завьяловой, которая является дочерью Николая и Людмилы Завьяловых).
— Научный отдел в заповеднике – два человека. Нам с Натальей Зуевой помогает ещё обрабатывать данные моя супруга. Мы мониторим все процессы, которые происходят на этой территории. Причём связанные не только с живыми организмами, но и с деятельностью самого заповедника. Каждый год издаём сборники «Летопись природы», раз в три года — кадастр ООПТ, раз в год – кадастр «Объектив животного мира». Раз в пять лет мы должны издавать «Труды государственного природного заповедника «Рдейский». Помимо этого, мы ещё должны печатать научные статьи. Это тоже часть нашей многогранной работы, — подчеркнул доктор биологических наук.
Научная работа творится не только в тиши кабинетов. Огромная территория Рдейского заповедника площадью 39,6 тысяч гектаров — широкий простор для наблюдений и научных открытий. По словам Николая Александровича, полевые работы на болоте для них, вообще-то, приятная сторона их деятельности:
— Идёшь себе по болоту и идёшь, наслаждаешься жизнью. С Натальей Викторовной мы за год где-то около тысячи километров проходим на двоих. Когда год удачный, то и все полторы тысячи. А если неудачный — 600 километров. В болоте для нас есть множество параметров, которые нужно отслеживать. Имеются многолетние ряды наблюдений, их мы обязаны выполнять. Ряд наблюдений считается многолетним, если он делается 10 и более лет. У нас существует зимний маршрут, когда на лыжах учёт проводим: 100 км надо пройти и нам, и инспекторам. Есть учёт медведя. Также учётные работы идут по волку, рыси, выдре, бобру. Отдельный учёт норников – лисиц, барсуков, енотовидных собак. Постоянные учётные линии есть на рептилий и амфибий. Недавно появился новый вид осеннего учёта тетеревиных птиц – рябчиков, глухаря, тетерева, белой куропатки.
Краснокнижных видов в «Рдейском» немало: в основном — птицы. Из них есть те, что занесены и в региональную, и в федеральную красные книги. До 15 февраля в Москву нужно отправить данные по форме по краснокнижным видам грибов и лишайников, которые были замечены в 2025 году. В том году закончена повторная инвентаризация сосудистых растений заповедника, в котором их теперь 464 вида. В охранной зоне обнаружено четыре чужеродных вида растений, которые очень быстро расширяют свой ареал.
Помимо пеших маршрутов, для наблюдений есть сеть фотоловушек, которые надо постоянно проверять: то их дятлы разбивают, то медведи, а чаще – лоси сворачивают. А еще высокими травами зарастают. Карты памяти и аккумуляторы тоже требуют замены.
И ещё одна цифра, к которой я лично отнёсся с почтением: в базе данных научного отдела сейчас 18 тысяч записей по амфибиям, рептилиям и млекопитающим, которые нужно систематизировать. Приплюсуйте к этому ещё три геоинформационные системы: «Птицы Рдейского заповедника и Новгородской области», «Про бобров и другие слои», «Антропогенные воздействия на территорию заповедника».
Много чего ещё рассказали мне доктор биологических наук Николай Завьялов и старший научный сотрудник заповедника Наталья Зуева. Но и без того уже понятно, что деятельность сотрудников научного отдела, как и их коллег из других подразделений «Рдейского», заслуживает похвалы и уважения.
Газета “Маяк” от 12 февраля 2026 года.
Теги: Холм, Рдейский заповедник, Николай Завьялов














