Первое упоминание о Неболчском погосте содержится в писцовых книгах за 1582-83 год. От этой даты, согласно справке исторического архива, и будет вести свое летоисчисление второй по численности поселок Любытинского района. В этом году возвращение исторического возраста, совпадает с юбилеем и впервые будет проходить летом, за неделю до Ильинской ярмарки, как у предков неболчан.
Лента новостей
17:17 | 06.11.2024
14:27 | 06.11.2024
13:17 | 06.11.2024
11:12 | 06.11.2024
09:22 | 06.11.2024
17:58 | 05.11.2024
РЕКЛАМА
С юбилеем, любимый посёлок
<p> </p> <p style="text-align: justify;">Погост утратил свои административные функции в 30‑е годы прошлого века, когда началось активное строительство современных Неболчей. Согласно информации неболчских краеведов, место, где сейчас находится рабочий поселок, прежде называлось Пуховицы, и был там густой лес и болото. Жители окрестных деревень — Дедлова, Елисеева, Паличкова — ходили сюда собирать бруснику и клюкву с опасением, поскольку в окрестностях водились волки. Первыми неподалеку от Пуховиц поселились Иван и Григорий Воробьевы (подробнее читайте на 11 полосе).</p> <p style="text-align: justify;">В 1916 году на берегу Мды, в 500 метрах от хутора Воробъевых, началось строительство станции железнодорожной дороги Будогощь-Пестово. Место было выбрано неслучайно: здесь проложили водопровод от реки, рядом находились грунтовые дороги на Тихвин, Малую Вишеру и Боровичи. Именно от станции и начали строиться Неболчи, сначала — казармы для рабочих, строения для железнодорожного оборудования. Постоянный вокзал и водонапорная башня были возведены в 1927–29 годах, когда на станции работало более 100 человек, часть из них уходила ночевать в свои деревни: Елисеево, Паличково, Потафьево.</p> <p style="text-align: justify;">В 1932 году поселок начал прирастать буквально «на глазах». Тогда на расширенной сессии Дрегельского Райисполкома было решено перенести райцентр из Дреглей на станцию Неболчи, в целях лучшего обслуживания населения железнодорожным транспортом.</p> <p style="text-align: justify;">Первые неболчане возводили свои дома на Комсомольской улице, продвигаясь вглубь по болотистой местности. Здесь же было построено здание райкома и райисполкома (сейчас в нем разместилась поликлиника). В 1935 году началось строительство общественной бани близ реки Мда, к которой даже установили деревянную лестницу со 100 ступенями. В 1939 году неболчане уже стали возводить электростанцию, имеющую нефтяной двигатель. И хотя война помешала завершить строительство в срок, впоследствии этот объект был достроен и работал вплоть до 60‑х годов, когда к Неболчам была проведена линия ЛЭП. Сейчас от первой электрстанции осталась только груда камней и сруб на дне реки, но и сейчас это место неболчане называют ГЭС.</p> <p style="text-align: justify;">По воспоминаниям Антонины Степановой, ветерана труда коммунального предприятия (50‑е годы), к 1955 году были построены первые 7 коммунальных домов (улица Советская), а уже к 1967 году на балансе коммунального хозяйства состояло 43 дома — в дальнейшем такого интенсивного строительства уже не велось. С конца 60‑х годов дома для своих работников строили предприятия и организации, появились Тихвинская, Волховская, Кооперативная, Новая, Красноармейкая улицы и поселок слился с деревней Проскурка. В 70‑х годах в многоквартирные дома заселились жители улицы Гагарина, в 80‑х застроилась Новгородская улица. А уже в 90‑х начались частные застройки улиц 50‑летия Победы, Полевой, Октябрьской. Таким образом, исторически сложилось так, что железная дорога поделила Неболчи на 2 части: с одной стороны дома исторической, с другой — послевоенной постройки.</p> <p style="text-align: justify;">В 1967 году, к 50‑летию Октябрьской революции, были сданы в эксплуатацию первые 1000 погонных метров водопровода и 11 водоразборных колонок. А в конце 80‑х годов водопровод перешел и на другую сторону поселка, за железнодорожное полотно.</p> <p style="text-align: justify;">Построенный на болотах, поселок не имел проезжих дорог — весной и осенью они просто превращались в реки. Так, например, дома на улице Комсомольской изначально находились на 1–1,5 метра выше уровня дороги, а теперь, после неоднократной подсыпки и ремонта, положение поменялось с точностью до наоборот: дорога гораздо выше уровня застройки. До конца 60‑х тротуары были деревянными, первый тротуар из плитки построили на улице Советской, асфальт на центральные улицы поселка был положен в конце 80‑х годов.</p> <p style="text-align: justify;">Есть на улицах поселка-юбиляра объекты, построенные при прямой поддержке областного бюджета и очень украшающие его облик: детский сад «Радуга», школьные мастерские. На базе неболчской больницы планируется открытие социально-реабилитационного отделения областного значения.</p> <p style="text-align: justify;">Сегодня Неболчи — вполне современный поселок, но его исторический облик уникален и узнаваем, он сплетается с характером новых строений, образуя удивительный и уникальный населенный пункт.</p> <p style="text-align: justify;"><em>Редакция благодарит работников Неболчской библиотеки и Светлану Недельскую за предоставленные материалы</em></p> <p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>
РЕКЛАМА
Еще статьи
«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»
Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.
Снова в строю
Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.
Долгожданное событие
На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА