<p>Водители предприятия называют его меж собой Кулибиным. И это вполне заслуженно: он и слесарь, и токарь, и сварщик, и мудрый советчик. В наше время такой человек — просто клад.</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">— Автопарк у нас не такой уж и новый, — говорит руководитель предприятия Александр Тимофеев. — Машины приходится частенько чинить, а поскольку порой к ним не найти и запасных частей, то начинаем сами изобретать из того, что имеем. Сергей Фёдорович — мастер на все руки, слов нет. Иногда на слух может определить неполадку. Водителям всегда поможет, подскажет, научит. Конечно, в электронику не полезешь в наших условиях, тут обращаемся на станцию техобслуживания.</p>
<p style="text-align: justify;">И решила я выведать, где всем этим премудростям научился Кузьмин.</p>
<p style="text-align: justify;">— Жизнь заставила, — сказал мой собеседник. — Пока учился в Мошенской средней школе, получил водительские права. Евгений Дмитриевич Потеряев, огромное спасибо ему, очень хорошо преподавал автодело, требовал, чтобы мы знали материальную часть и правила «на зубок». Мне лично всё пригодилось в дальнейшем, ведь сразу после школы я пошёл работать в «Сельхозтехнику». Там дали мне ГАЗ-53, на котором и работал до армии. Всем известно, что новичку вручают старенький агрегат, с которым необходимо повозиться, чтобы он потом «бегал», как новенький. Поэтому многие детали не раз прошли через руки, зато изучил вверенную технику досконально. Точно так довелось осваивать и ЗИЛ, который получил после демобилизации.</p>
<p style="text-align: justify;">В силу объективных причин забросила судьба Сергея в Ленинградскую область в совхоз «Труд». Здесь сел он за руль трактора, но в хозяйстве потребовался сварщик, поэтому пришлось овладевать этой специальностью, вникать во все тонкости. Изучал, какой металл и как варится, какие электроды требуются, про совместимость их раскрыли секреты. Разумеется, не сразу всё получалось, но терпение и упорство помогли постичь секреты газоэлектросварки. Дошёл молодой человек с третьего до пятого разряда в данной профессии.</p>
<p style="text-align: justify;">— В Ленинградской области я обслуживал сводный отряд, поэтому приходилось выполнять всё, что требовалось, — продолжил беседу Сергей Фёдорович.— Естественно, сам учился многому и делал это с душой. Возможно, и получалось всегда то, за что брался. Чем овладел за свою жизнь, нужно и по сей день. Я сколько средств сэкономил для автобазы на ремонтах автомашин?! Нынешние запчасти ставишь сегодня, а завтра они выходят из строя — покупай заново, а стоят-то они ого-го! Если же учесть, что финансируют не в полном объёме, то и выкручиваемся, как только можем. Могу и с электричеством дело иметь: работал одно время в Учпрофсельстрое, там и выучился на электрика. Приобретённые знания и навыки необходимы и в повседневной жизни, и на работе. Единственное, надо очень ответственно подходить к любому делу, знать особенности той или иной специальности. У меня на пути встречались хорошие учителя: Егор Алексеевич Кашемиров, Евгений Михайлович Крестьянинов, которые кропотливо и пошагово всё объясняли и показывали, заставляли на практике добиваться качества. Вот и выходит, что я и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сейчас только таким и надо быть, чтобы ни от кого не зависеть. Раньше проще: надо деталь выточить, обратился в «Сельхозтехнику» и тебе сделают. Теперь специалистов нет, поскольку и организаций-то прежних не существует. Опыт приобретаем мы с возрастом, но безвыходных ситуаций не бывает — покумекаешь, и вот оно решение.</p>
<p style="text-align: justify;">Так то оно так, да вот незадача — не у всех получается найти выход из сложного положения. Значит, действительно, кроме рук крайне обходимо вкладывать душу в то, что делаешь. И учиться новому никогда не поздно, главное — захотеть овладеть тем или иным ремеслом. А токари, слесаря, сварщики крайне необходимы в районе.</p>
<p align="right"><strong>Фото автора.</strong></p>
У каждого человека голова, две руки, да только вот не всякий ими пользуется с полной отдачей. У одного всё в руках «пляшет», у другого, наоборот, любое дело валится.
А вот у Сергея Фёдоровича Кузьмина, механика МУ «Автобаза», всё ладится, за что он ни возьмётся.