</p>
<p style="text-align: justify;">— Виктор Владимирович и Мария Николаевна Молевы работали учителями, и я с раннего возраста знала обо всём, что происходит в школе. Часто они задерживались там допоздна и брали меня с собой, чтобы не оставлять на ночь в детском саду, так как один раз я пыталась сбежать оттуда. Правда, попытка оказалась неудачной.</p>
<p style="text-align: justify;">Неизгладимое впечатление далёких 60‑х прошлого века: ковровые дорожки, пальмы, картины на стенах в коридоре, кинозал — в этой школе трудились родители. Когда я училась в первом классе, приходила к маме. Школьные мастерские находились тогда в двухэтажном здании на углу улиц Революции и Мира. На втором этаже с девочками занималась мама, там была большая печка, на которой девочки готовили, а на первом — станки, на них работали мальчишки под папиным руководством. Дружили родители с семьями Василия Петровича Борисова и Михаила Наумовича Петровского. До сих пор в семейном альбоме хранятся фотографии, сделанные Михаилом Наумовичем. Очень часто слышала я о директоре школы Михаиле Николаевиче Алексееве, с которым наша семья поддерживала отношения длительное время, даже когда он переехал в Новгород.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— А когда пришла мечта самой стать учительницей?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Начала мечтать об этом ещё в начальной школе. Ученики — куклы, заводила для них тетрадки, вела журналы. Шкаф был классной доской: расчертила мелом и писала на нём буквы и цифры. Ох, и попало же мне тогда! Временно желание стать учителем пропало.</p>
<p style="text-align: justify;">Чуть позднее появилось другое увлечение: мама хорошо шила, захотелось научиться и мне. И уже с шестого класса я сама придумывала и мастерила наряды. Даже на выпускной и на свою свадьбу платья себе сшила сама. Поэтому после школы решила стать модельером. Я поступала в институт лёгкой и текстильной промышленности в Ленинграде, но не прошла по конкурсу.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— И что же определило окончательный выбор?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Много случайностей! Надо было решать, чем заниматься дальше. Можно было устроиться на стекольный завод, как мои подруги, но я всегда не любила однообразную нетворческую работу. В это время в ДК «Светлана» открылся детский сектор, заведовала им Людмила Васильевна Емельянова, раньше она была библиотекарем школы № 1 и хорошо знала моих родителей. Она и предложила мне поработать вместе с ней. Людмила Васильевна была очень серьёзным, творческим человеком, и я многому научилась у неё. Должность моя называлась педагог-воспитатель. С этого в 1977 году и началась моя педагогическая деятельность.</p>
<p style="text-align: justify;">Стекольный завод в те годы являлся шефом школы № 1, поэтому детский сектор ДК работал в тесной связи с этой школой: в ДК проводились вечера, устные журналы, были кружки, клуб «Почемучек» в начальных классах. Я принимала непосредственное участие в проведении мероприятий. Летом мы помогали в организации и деятельности сводных отрядов, в подготовке к различным конкурсам, проводимым Домом пионеров.</p>
<p style="text-align: justify;">Так как моя работа была связана с детьми, появилась необходимость в педагогическом образовании. В 1981 году, когда моему сыну исполнилось полтора года, я поступила в Новгородский пединститут на факультет начальных классов, так как только там велись занятия по методике преподавания трудового обучения, а это было ближе всего тому, чем я занималась в детском секторе.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Надежда Викторовна, и когда вы пришли работать в первую школу?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Получилось так, что я сменила свою маму. Она была вынуждена уйти с работы — мой брат неизлечимо болел и нуждался в постоянном уходе. Это и боль мамина, и отрада — он был очень умный, по любому вопросу мог дать совет, жаль, что умер так рано, в 30 лет.</p>
<p style="text-align: justify;">И вот в 1984 году инспектор РОНО Галина Васильевна Захарова предложила мне работать на мамином месте. Мама нянчилась с моей девятимесячной дочкой, а я пришла в школу педагогом трудового обучения.</p>
<p style="text-align: justify;">Трудно было на первых порах: новая работа, маленькие дети, учёба… Хорошо, что папа ещё преподавал, он мне помогал. Директор школы Клавдия Павловна Карягина, завуч Галина Михайловна Сорокина обучали премудростям педагогического ремесла. Ещё студенткой я проходила практику у Веры Владимировны Михайловой, она тоже очень помогла мне. Классы тогда были большие: у меня училось только девочек 26 человек! Самые первые мои ученицы — Наталья Екимова (она потом работала в нашей школе, замечательный педагог, очень жаль, что ушла), Юлия Мухина (она и сейчас трудится в образовании).</p>
<p style="text-align: justify;">Много внимания уделялось и трудовому обучению, и производственной практике: работали на стекольном заводе и на швейной фабрике. Ходили на экскурсии: в цех кулинарии, на пищекомбинат, МВСЗ, в типографию, в городе тогда было немало предприятий.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Недаром вы всё время тяготели к творчеству, многие ваши ученики занимают призовые места на технологических олимпиадах, и сами вы, наверное, работаете не по наезженной колее?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Сначала по моему предмету не было учебников, когда они появились — стало намного проще. А в 1996 году была разработана новая экспериментальная программа, и труды стали называться «технологией». Главное — появился метод проектов, утверждённый программой, что помогало раскрыть творческие способности детей, хотя и до этого мы делали аналогичные работы, только называли их рефератами. Замечательный реферат по вязанию, например, разработала Оля Чередниченко.</p>
<p style="text-align: justify;">Когда-то были и профильные классы, занимались с девчонками и вязанием, и изготовлением головных уборов (профиль так и назывался — «Модистка головных уборов»).</p>
<p style="text-align: justify;">Сейчас можно вносить изменения в программу, разрабатывать собственную. У меня есть две свои программы творческих объединений — «Хозяюшка» и «Конструирование и моделирование одежды».</p>
<p style="text-align: justify;">Успешно проводятся экзамены по технологии. И вы правы, в прошлом учебном году у нас было два первых места в районных олимпиадах — отличились мои ученицы Ксения Иванова из 11 класса и Екатерина Прокофьева из 9‑го, звёздочки мои, умницы, рукодельницы! А я работаю в жюри районной олимпиады уже много лет (когда эта олимпиада проводилась только в нашем районе, я сама разрабатывала для неё задания). Помимо этого преподаю в классах коррекционно-развивающего обучения, дети в них требуют особого внимания; пришкольный летний трудовой лагерь — ещё одна моя давняя забота. Так что «портфелей» хватает!</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Вот вы своих победительниц упомянули, самых первых учениц, а классное руководство было у вас? Кто запомнился более всего из ваших выпусков?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Как у классного руководителя, у меня было всего два выпуска, но каких! 1997‑й год — Владик Марков, Наташа Носова (получила педагогическое образование), Лёша Оспенников (его жена — учительница), а Наташа Сорокина была моим лучшим «заместителем», говорила мне: «Не переживайте, мы всё сделаем!».</p>
<p style="text-align: justify;">2004‑й год — Дима Тимофеев, Света Подоляко, Юля Останина — все личности! Всех помню и люблю. А сейчас уже второй год моя помощница — семиклассница Ксюша Волгина.</p>
<p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>
Замечательную учительскую династию Молевых — преподавателей трудового обучения школы № 1 — знают и помнят многие благодарные ученики. С младшей представительницей этой династии Надеждой ЛЕОНТЬЕВОЙ мы беседуем сегодня.
— Надежда Викторовна, расскажите о своих папе и маме.