Как раз в этот период в СМИ обсуждалась ситуации с финскими социальными службами, которые отобрали у россиян детей по не стоящему внимания поводу. Справедливости ради стоит отметить, что публике предоставлялись только версии самих родителей. По закону опека западных стран не имеет права распространять информацию о семье. Поэтому теоретически все эти истории удобны для страшилок в прессе.</p>
<p style="text-align: justify;">Но оставим теорию. На практике против социального патроната, а, если быть точнее — против введения в России инструментов ювенальной юстиции, к которым общественность отнесла и эту новую форму работы с семьями, подписались около 150 тысяч россиян: родителей, общественных деятелей, священнослужителей.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>Всё по плану</strong><br />Оговорюсь, что вроде бы безобидный термин «ювенальная юстиция» (калька с английского juvenile justice, что означает правосудие для несовершеннолетних) для меня, так же, как и большинства россиян, имеет скорее негативный смысл. Поэтому комментарии на тему социального патроната не на шутку взволновали, что и побудило заглянуть в сам текст законопроекта.</p>
<p style="text-align: justify;">Документ занимает десять страниц. Если коротко, суть социального патроната в следующем: в органы опеки поступает информация о семье, оказавшейся в опасном положении. Специалисты опеки посещают такую семью и предлагают родителям помощь в виде социального патроната. Причём устанавливается патронат только при письменном согласии родителей с учётом мнения ребёнка, которому исполнилось десять лет. Семья (или один из родителей) может самостоятельно обратиться в органы опеки за помощью в виде социального патроната.</p>
<p style="text-align: justify;">Далее, выяснив все проблемы, которые необходимо решить, органы опеки составляют план мероприятий с привлечением других специалистов — психологов, врачей, юристов, социальных работников. И в течение двух лет совместными усилиями (с семьёй в том числе) претворяют этот план в жизнь. К слову, закон даёт возможность повторного патроната, тоже на два года. И только «в случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родителей (одного из них) родительских прав во время осуществления социального патроната или по завершении установленного срока его осуществления орган опеки и попечительства обязан предъявить иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их (его) в родительских правах».</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>Эффект де-жавю</strong><br />Противники законопроекта не без оснований указывают на размытость формулировок. Так предлагается расширить понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, добавив к случаям неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, отрицательного влияния на их поведение или жестокого обращения с ними ещё и создание своими действиями (бездействием) условий, препятствующих их нормальному воспитанию и развитию. Отсутствие в законодательстве чёткого определения «нормального воспитания и развития», безусловно, даёт повод бояться произвольного трактования житейских ситуаций и повторения у нас абсурдных историй из далёкой Америки, где у родителей забрали детей за несоответствующий возрастным нормам вес.</p>
<p style="text-align: justify;">С другой стороны, формулировка не нова. Статья 121 Семейного кодекса РФ уже сейчас возлагает защиту прав и интересов детей на органы опеки и попечительства, в том числе и «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию».</p>
<p style="text-align: justify;">Причём директора детских садов и школ, руководители больниц и других учреждений, а также граждане обязаны сообщать в числе прочего и о таких условиях в органы опеки и попечительства, которые в случае поступления подобных сведений должны в трёхдневный срок провести обследование условий жизни ребёнка, то есть придти в семью по месту её жительства без приглашения (статья 122 Семейного кодекса РФ).</p>
<p style="text-align: justify;">Таким образом при желании довести до абсурда ситуацию в любой семье работники опеки могут уже при действующем законодательстве.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>Пока благие намерения</strong><br />Другой вопрос: насколько возможен социальный патронат в реальных условиях? Закон определяет его как новую форму профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения. Значит, речь всё-таки о предотвращении разрушения семьи, а не наоборот. Каким образом? Семье будет оказываться самая разная и комплексная помощь: для ребёнка — место в детском саду или летнем лагере, родителям — содействие в устройстве на работу, правовая помощь юриста, если надо восстановить утерянные или привести в порядок имеющиеся документы. Всё это требует ресурсов, которых может не оказаться в небольшом муниципальном образовании.</p>
<p style="text-align: justify;">Пока же ожидается, что во втором чтении среди прочих поправок из законопроекта будут исключены двусмысленные формулировки и введена административная ответственность работников органов опеки за необоснованное вмешательство в дела семьи. Окончательное принятие закона, учитывая общественный интерес к нему, может быть перенесено на следующий год — на весеннюю сессию Государственной Думы.</p>
<p style="text-align: justify;"><em><strong>Прямая речь:</strong><br />Специалист опеки и попечительства комитета образования администрации района Светлана Сафонова:<br /></em></p>
<p style="text-align: justify;"><em>— Профилактическая работа с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, велась раньше, проводится и сейчас. Социальный патронат — всего лишь новая форма этой работы, которая не будет эффективной без взаимодействия органов опеки, образовательных, медицинских учреждений и социльных служб. При организации социального патроната теоретически такое взаимодействие будет возможным. Важно, чтобы оно действовало и на практике. Оказывать социальную помощь семьям самостоятельно органы опеки не смогут просто физически.<br /></em></p>
<p style="text-align: justify;"><em>Если говорить о формулировках, то никаких новых норм закон о социальном патронате не вносит. В соответствии с Семейным кодексом ребёнок и сейчас может самостоятельно обращаться в органы опеки, а с 14 лет — и в суд. И обследование, и само решение о социальном патронате принимается лишь с письменного согласия родителей, мнение ребёнка в возрасте от десяти лет только учитывается, что тоже соответствует уже действующему семейному законодательству. К тому же, не считаю правильным априори отказывать работникам опеки в здравом смысле и умении отличить жестокое обращение с ребёнком от его вздорных жалоб. Мы видим, где ребёнку действительно плохо и его нужно спасать, а где просто житейская ситуация, из которой семья сама найдёт выход.<br /></em></p>
<p style="text-align: justify;"><em>Кроме того, решение об установлении социального патроната, как и любое другое решение органа опеки, может быть обжаловано в судебном порядке.</em></p>
В конце сентября в первом чтении Государственной Думой был принят законопроект о социальном патронате, который предполагает профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Эта инициатива стала предметом бурной общественной дискуссии.