В 2013‑й год марёвцы вступили с дефицитным районным бюджетом: расходы, заложенные в местный «кожаный мешок», на 2,7 миллиона рублей превышают доходную часть.
Лента новостей
17:58 | 05.11.2024
16:28 | 05.11.2024
14:45 | 05.11.2024
09:30 | 05.11.2024
09:01 | 05.11.2024
23:31 | 04.11.2024
РЕКЛАМА
Посчитали — прослезились…
<p style="text-align: justify;">ПРОЕКТ БЮДЖЕТА района на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов, а также другой важный, тесно связанный с бюджетом документ, — Концепцию социально-экономического развития района на ближайшую перспективу, депутаты местного заксобрания смогли утвердить всего за четыре дня до «новогодних каникул». Словно забыв, что нормативно-правовой акт вступает в законную силу не после утверждения его Думой, а только после опубликования в газете. Принять бюджет раньше помешали, видимо, привычно-традиционные неувязки при подготовке документа и прочие несостыковки: ведь проект областного бюджета, служащего ориентиром для муниципальных, был утверждён ещё в середине декабря. Газетчики, конечно, не подвели, сумев опубликовать все решения районной Думы уже 27 декабря, но недальновидность властей не может не раздражать.</p> <p style="text-align: justify;">ИТАК, О БЮДЖЕТЕ. Параметры главного финансового документа района довела до депутатов заместитель председателя комитета финансов района Татьяна Бойцова. Исходя из прогнозных условий социально-экономического развития района в 2013 году, доходы консолидированного бюджета запланированы в объёме 149 миллионов рублей. Вроде бы — немало, если не учитывать, что на долю собственных доходов района приходится всего 37 миллионов, а остальные три четверти бюджета — безвозмездные поступления из областной и федеральной казны, в виде субвенций, субсидий и дотаций. В свою очередь, большую часть собственных доходов бюджета составят поступления от налога на доходы физических лиц — без малого 30 миллионов. Что свидетельствует о слабости местной экономики. Объёмы других налоговых поступлений невелики: на имущество физических лиц — 690 тысяч рублей, прогнозируемый земельный налог — 676 тысяч, почти в два раза больше сумма арендной платы за землю: 1200 тысяч рублей в 2013‑м и 1860 тысяч — в 2014 году. В то же время, судя по цифрам, налоговые и неналоговые доходы должны возрасти в этом году в сравнении с показателями 2012‑го на 5 миллионов рублей, или на 15,7%.</p> <p style="text-align: justify;">О РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА. Объём расходов консолидированного бюджета района определён в сумме 151,6 миллиона рублей. При этом только четвёртая часть расходов, конкретнее — 24,6%, будет профинансирована из собственных доходных источников. 36% расходов «покроют» дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, 35,6% — субвенции областного бюджета на исполнение переданных на муниципальный уровень власти полномочий, ещё 1,2% — целевые субсидии. Недостающие 1,8% объёмов расходов — дефицит бюджета. В денежном выражении — около 2,7 миллиона рублей. Эти средства район должен изыскать за счёт дополнительных источников доходов, именуемых «внутренними резервами».</p> <p style="text-align: justify;">— Поскольку источников доходов мало, надо принять меры к изысканию дополнительных поступлений, для этого в сельских поселениях должны чётко знать своих налогоплательщиков, — заметила выступавшая.</p> <p style="text-align: justify;">Похоже, «щипанием» налогоплательщиков и ограничиваются наши «внутренние резервы».</p> <p style="text-align: justify;">О СТРУКТУРЕ РАСХОДОВ консолидированного бюджета‑2013. Бюджетные ассигнования по статье «Общегосударственные расходы» составят почти 35 миллионов рублей. Поясню, что столько денег потребуется, преимущественно, на содержание управленческого аппарата — районных и сельских администраций, комитета финансов, аппарата контрольно-счётной палаты и т. п. Сумма — аналогичная объёму собственных доходов района. В процентном выражении — 24%. Средства по данной статье расходов будут расти и дальше: до 40,5 миллиона рублей (25,7%) в 2014 году, до 46,3 миллиона (27,6%) — в 2014‑м.</p> <p style="text-align: justify;">Больше расходов требует только сфера образования, в которой гораздо больше занятых, плюс — велики затраты на оплату коммунальных услуг, прежде всего — отопительной.</p> <p style="text-align: justify;">Из 54 миллионов рублей, заложенных в бюджете на образование, 14 миллионов «съест» коммуналка, ещё более 3 миллионов составят затраты материальные, на подвоз учащихся и налоги, 1,5 миллиона — на содержание «органов управления» и прочие более мелкие расходы, в итоге на заработную плату (с начислениями) работников структуры образования района остаётся 32 миллиона рублей.</p> <p style="text-align: justify;">Замечу, что и в последующие два года рост расходов на образование не идёт в сравнение с ростом затрат по статье «Общегосударственные расходы»: 56 миллионов на 2014 год, 60 — на 2015‑й, ещё меньшим ожидается увеличение расходов на зарплату работникам — до 33 миллионов рублей в следующем году, до 35 миллионов — в 2015‑м. При таких параметрах рассчитывать на существенное повышение заработной платы педагогов, необходимость чего не устаёт декларировать верховная власть, — верх наивности.</p> <p style="text-align: justify;">НЕСКОЛЬКО СЛОВ о других весомых затратах бюджета 2013 года: 18 миллионов рублей составят расходы на культуру, более 5 миллионов — на ЖКХ, 24,6 миллиона рублей — на социальную политику. Замечу, что по последней из названных расходных статей расходы предусматриваются, преимущественно, за счёт получаемых районом субвенций из областного бюджета — за исключением части расходов на выплату пенсий.</p> <p style="text-align: justify;">ДОБРОСОВЕСТНО выслушав всю представленную главным финансистом района информацию по бюджету, депутаты не стали вдаваться в подробности и подвергать сомнению объективность параметров бюджета. Председатель соответствующей думской комиссии Сергей Быстревский коротко доложил: документ рассмотрен и рекомендован комиссией к принятию в предложенном виде. Проект главного финансового документа района Дума утвердила единогласно. Смутило то, что избранники народа не озаботились хотя бы такой деталью: всё же, за счёт каких доходных источников будем покрывать дефицит бюджета в более чем два с половиной миллиона рублей?</p> <p style="text-align: justify;">Правда, при обсуждении следующего вопроса — о внесении изменений в бюджет 2012 года председатель Думы Владимир Петров обратил внимание на немалые суммы расходов чиновников на командировки и, соответственно, горючее для транспорта. Намекнув, что количество выездов в областной центр можно бы и подсократить, учитывая наличие в райадминистрации системы видеосвязи. Глава района Андрей Васильев пояснил: с появлением видеосвязи поездок стало, всё же, меньше.</p> <p style="text-align: justify;">НЕ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ заняло и обсуждение Концепции социально-экономического развития, об основных положениях которой проинформировала депутатов заместитель главы администрации района Марина Ловцова.</p> <p style="text-align: justify;">Несомненно, подготовка этого ежегодного объёмного документа потребовала немалых усилий и времени. Но, не умаляя заслуг его разработчиков, всё же стоит признать: Концепция ассоциируется не со стратегией развития района, а, скорее, с кривым зеркалом, отражающим пропасть между желаемым и возможным. Потому что декларируемые в ней высокие цели и задачи не подкрепляются столь же весомыми способами их реализации. По сути, под видом развития подаётся подробный перечень текущих дел на ближайшую перспективу. Скорее, это программа латания дыр, нежели стратегия развития.</p> <p style="text-align: justify;">Давно возникшее подозрение в недееспособности предлагаемых концепций развития не рассеивается, а крепнет год от года. Что представляется вполне логичным. Можно ли всерьёз рассуждать о социально-экономическом развитии вымирающего района, в котором осталось немногим более четырёх с половиной тысяч населения (по статистическим данным, реально же проживающих — ещё меньше), района с сильно подорванной социальной инфраструктурой, промышленный потенциал которого ограничивается, по сути, десятком лесопилок? Думается, любому здравомыслящему понятно: рассчитывать на развитие при отсутствии серьёзных инвестиций, то есть, финансовых вливаний в экономику района — верх наивности. А инвестиций как не было, так и нет. Вот и приходится нам выдавать желаемое за действительное.</p> <p style="text-align: justify;">СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ нельзя не сказать, что местные власти в меру сил и возможностей стараются сохранить оставшийся сверхскромный социально-экономический потенциал района, но, к сожалению, далеко не всё зависит от нас.</p> <p style="text-align: justify;">ОТСЮДА в концепции больше общих слов вроде «обеспечить», «улучшить», «создать», «продолжить работу», «повысить», «организовать», «оказывать содействие», нежели конкретных практических действий.</p> <p style="text-align: justify;">Для подтверждения сказанного — цитата из «вступительной статьи» документа:</p> <p style="text-align: justify;">«Концепция социально-экономического развития района на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов отражает меры, направленные на обеспечение комплексного социально-экономического развития района и на повышение уровня и качества жизни населения.</p> <p style="text-align: justify;">Концепция… предусматривает реализацию мер, направленных на повышение устойчивости и развития экономики района, обеспечение экономического роста за счёт привлечения инвестиций, повышения производительности труда, развития малого предпринимательства, агропромышленного комплекса, туризма, сферы торговли и бытового обслуживания населения, освоения собственной ресурсной базы района, развития дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры… Результатом выполнения мероприятий концепции станет устойчивое развитие темпов экономического роста, увеличение заработной платы, снятие напряжённости на рынке труда и дальнейшее повышение уровня социальной защиты населения, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение демографической ситуации в районе»</p> <p style="text-align: justify;">ТЕПЕРЬ сопоставим высокие цели и задачи с конкретными мероприятиями по их реализации — например, в сфере ЖКХ. По водоснабжению: строительство водопроводных сетей общей протяжённостью 1,5 км, ремонт водопроводов, «замена погружных насосов», «установка частотных преобразователей на артезианских скважинах». По теплоснабжению: «замена тепловых акций», «замена водогрейных котлов», «замена сетевых насосов» и т. п. Согласитесь: это — не развитие, а элементарное латание дыр. Практически то же самое — и по большинству других позиций документа. Как говорится: имеем то, что имеем. В числе более заметных проектов — «отложенное» строительство в 2013–2014 годах спортзала в Марёве, а в этом году — лыжероллерной трассы, появления которой мы ожидали ещё в 2012‑м.</p> <p style="text-align: justify;">ДУМАЕТСЯ, высказанная здесь точка зрения косвенно подтверждалась и позицией депутатов и руководителей, приглашённых на заседание Думы. Судя по тому, что Концепции они уделили больше внимания, нежели бюджету. Задавались конкретные, хотя и не первостепенной важности, вопросы: о перспективах марёвцев в улучшении радиосвязи и расширении телевещания, об установке видеокамер по программе «Безопасный город», о возможном возрождении в Марёве автошколы… Руководители района давали исчерпывающие ответы или разъяснения. Естественно, звучали и вопросы, касающиеся использования земли, развития сельского хозяйства. Характер ответов был предсказуемым: в этом направлении работаем по программам, предусматривающим субсидирование, всё зависит от денег…</p> <p style="text-align: justify;">В ХОДЕ ЗАСЕДАНИЯ депутаты приняли решения и по другим вопросам, внесённым в «повестку дня»: «Об утверждении отчёта о работе контрольно-счётной палаты Марёвского района за 9 месяцев 2012 года» (докладчик — председатель КСЧ Маргарита Колье); «Об утверждении Положения о контрольно-счётной палате», «Об опубликовании проекта решения Думы муниципального района» и «О внесении изменений в регламент работы Думы» (докладчик — юрисконсульт администрации района Елена Святская); «Об утверждении схемы территориального планирования Марёвского муниципального района» (главный специалист архитектуры и градостроительства райадминистрации Нина Мячкова); «О внесении изменений в Положение об отделе труда и социальной защиты населения района (заведующая отделом Надежда Волгина).</p> <p style="text-align: justify;">Документы Думы опубликованы в газете «Марёво. Официальный вестник» от 27 декабря 2012 года.</p> <p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>
РЕКЛАМА
Еще статьи
«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»
Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.
Снова в строю
Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.
Долгожданное событие
На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА