Среда, 06 ноября 2024

Редакция

Будут дети – будут школы!

Несколько дней назад в редакцию принесли письмо:</p> <p style="text-align: justify;">«Сейчас у нас в стране много говорится о школьных преобразованиях, недавно собирался Всероссийский съезд родителей, который посетил наш президент. Все хотят, вроде бы, одного, как сделать учёбу наших детей интересной и более плодотворной. Теперь посмотрим на ситуацию по этому вопросу в нашем районе. Не многим более четырех лет назад, чуть ли ни позакрывали все наши сельские школы, основной аргумент — не было денег на их содержание. Но, благодаря в основном возмущению родителей, до руководства области, да и всей страны, дошло, что это губительное для сельской местности решение. Нашлись деньги на их содержание, купили новые автобусы для перевозки детей. Вроде бы все были довольны.</p> <p style="text-align: justify;">Но в начале этого года, я буду говорить о нашей Верёхновской школе, её сделали филиалом Волотовской школы. Мы родители всегда были против этого решения, понимая, что это первый шаг к закрытию школы, но нашего мнения никто не спрашивал. Мотив — дескать, директора этих школ много получают, поэтому их сокращение даст повышение зарплаты другим учителям, в чём я сильно сомневаюсь, а так всё останется по старому. За это время что-то изменилось? Да, изменилось. Подвоз детей, за который отвечает директор Волотовской школы, стал просто безобразным. Периодически стали ломаться школьные автобусы. Дело дошло до того, что стали иногда присылать автомобиль УАЗ и запихивать в него детей и учителей, как селёдку в бочку, хотя этот автомобиль никоим образом не предназначен для перевозки детей, да ещё по таким дорогам, как наши. Маршрут подвозки: д. Должино — Славитино — Ш. Гора, здесь бывают пересадки, и дети вынуждены ждать следующего автобуса. С Ш. Горы дети едут до д. Жизлино, а потом уже в школу в д. Верёхново, это больше 30 км по грунтовым разбитым дорогам. Недавно закрыли Славитинскую начальную школу, видите ли, не выгодно содержать одну учительницу и трёх учеников. Так вот, этим же маршрутом возят и этих малолетних детей. Подумайте сами, детей нужно поднимать как минимум в 6.30 утра, с этим «зимним» временем это в нашем климатическом поясе в 4.30. О какой учебе может идти речь, когда даже взрослым тяжело вставать в это время? Я считаю это издевательством над нашими детьми.</p> <p style="text-align: justify;">Теперь много пошло разговоров и у учителей и родителей, что это делается для того, что бы закрыть нашу Верёхновскую школу. Хотел бы получить от Главы Волотовского района Лыжова А. И. заверения, которые он давал в предвыборной кампании, что сельские школы в районе не закроют.</p> <p style="text-align: justify;">Еще, довожу до сведения наших районных чиновников, что почти четыре года назад меня по этому вопросу принимал Губернатор Новгородской области Митин С. Г., где он меня также заверил, что пока он работает Губернатором в Новгородской области, Верёхновская школа не будет закрыта. О чём я сразу уведомил родителей наших детей, по поручению которых я был у Губернатора. Или же для наших районных руководителей слово Губернатора не указ?</p> <p style="text-align: justify;">С уважением ко всем родителям и учителям района Васильев А. Н. — отец четверых детей.</p> <p style="text-align: right;">д. Заболотье Славитинского сельского поселения».<br /><br /></p> <p style="text-align: justify;">Проблема, затронутая в письме, волнует многих родителей учащихся сельских школ, поэтому мы обратились за комментарием к председателю районного комитета образования и молодёжной политики Светлане АНТОНОВОЙ.</p> <p style="text-align: justify;">— Процесс реструктуризации образовательных учреждений в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» проходит не только в нашем районе и области, но и в целом по стране. О том, что в регионе планируется создание базовых образовательных учреждений, которые смогут обеспечивать современный и качественный процесс преподавания за счет привлечения материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов, говорилось на совещании руководителей образовательных учреждений в октябре прошлого года. Оно проходило под председательством заместителя главы администрации области Алексея КОСТЮКОВА и председателя комитета образования, науки и молодежной политики Анатолия ОСИПОВА.</p> <p style="text-align: justify;">В областном центре реорганизуются в филиалы и подразделения образовательные учреждения, в которых 500 учащихся, по области — учреждения, где менее 50 человек. Глава района Александр Иванович Лыжов до последнего оттягивал этот процесс, понимая важность и болезненность этого решения для населения. Необходимость изменений назрела. Нам просто надо понять, что это неизбежно.</p> <p style="text-align: justify;">Процесс реструктуризации образовательных учреждений района начался в октябре 2012 года. Была создана рабочая группа, в состав которой вошли директора всех школ, представители администрации муниципального района, комитета образования и главы всех сельских поселений. По решению этой группы и была начата работа по разработке программы реструктуризации образовательных учреждений. Базовым образовательным учреждением была определена Волотовская средняя школа. Мы выезжали в сельские школы, встречались с родителями, объясняли, для чего это делается, каким образом будет проходить.</p> <p style="text-align: justify;">Вообще, вопрос реструктуризации именно малокомплектных сельских школ связан с тем, что все дети, независимо от того, где они проживают — в Москве или в Волотовском районе, должны получать равное по своему качеству образование. Говорить сейчас о качестве образования в сельской малокомплектной школе, где преподают учителя-совместители, сложно.</p> <p style="text-align: justify;">Первый этап программы по реструктуризации сейчас осуществлён: в январе текущего года четыре малокомплектные сельские школы поменяли свой статус — из автономных учреждений, самостоятельных юридических лиц, они стали филиалами средней школы п. Волот. Действенным аргументом того, что мы осуществили, стало сокращение административно-управленческих расходов. Президентом страны поставлена задача — довести заработную плату учителей до уровня средней заработной платы по экономике. Причём, задача ставится без увеличения денежных средств, которые выделяются на систему образования. Мы должны эту задачу выполнять, в том числе за счёт внутренних резервов. Последние два года наш район занимал последнее место в области по этому показателю. Мы отстали от того, что делается в области на порядок. Согласитесь, если на 20–26 учащихся в образовательном учреждении приходится шесть педагогов, плюс директор и главный бухгалтер с соответствующими зарплатами, то эффективность расходов очень низкая. После того, как мы сократили административно-управленческие расходы, заработная плата учителей в январе в среднем по району составила 22 тыс. рублей. Нам же нужно в 2013 году довести её до 22662 рублей.</p> <p style="text-align: justify;">Эта программа предусматривает не только реорганизацию в филиалы. Государство тратит огромные деньги на систему образования, и государство должно получать отдачу. Есть ещё другие показатели эффективности деятельности образовательных учреждений: кроме заработной платы учителей учитываются и расчётное количество детей на класс-комплект, и расчётное количество детей на одного учителя. Существуют определённые нормативы, и район финансируется с учётом этих нормативов. Так, на класс-комплект должно быть 9,5 человек, на одного учителя — 9,6. У нас, к сожалению, в малокомплектных школах показатели этих нормативов не достигают и половины.</p> <p style="text-align: justify;">Не так давно в администрацию района пришло письмо от родителей Порожского филиала с просьбой не менять статус школы на филиал начальной школы. Родители приводят аргумент, что школа — источник процветания на селе. Но школа ведь до сегодняшнего дня никуда не делась, а село между тем пришло в то состояние, в котором оно есть. И школа страдает от того, что происходит, в первую очередь. Ведь, если бы были дети, то школы бы не закрывались, была бы другая наполняемость, было бы другое финансирование, другая материально-техническая база.</p> <p style="text-align: justify;">Несколько лет назад мы вынуждены были закрыть Соловьёвскую школу. Дети из Соловьёва выбрали Волотовскую школу, они отлично учатся, получают стипендию. Из-за низкой наполняемости (3 ученика) закрыт филиал Верёхновской школы в Славитине. Родителям предлагались на выбор Верёхновская школа и школа п. Волот. Они выбрали Верёхновскую.</p> <p style="text-align: justify;">Люди обижаются, говорят, что были обещания, но за каждым обещанием стоят конкретные вопросы финансирования. В нашем районе в этом учебном году всего 390 учащихся. Если их всех собрать, то мы не наполним даже Волотовскую школу в том объёме, который она может принять. У нас сельские образовательные учреждения очень маленькие. Тем не менее мы содержим четыре здания, в которых обучаются от 20 до 40 детей, отапливаем их на деньги, которые заложены в бюджете на образование.</p> <p style="text-align: justify;">Обоснованно в этом письме родитель поднимает проблемный вопрос по подвозу детей. Конечно, если мы реорганизуем учреждения, то обязаны обеспечить подвоз учащихся, но приводить в качестве примера моменты, на которые он ссылается, некорректно. Была ситуация, когда автобус Верёхновской школы сломался и нуждался в ремонте. Для того чтобы дети подвозились, чтобы не было сбоя в учебном процессе, мы вынуждены были задействовать другое транспортное средство. Это было, буквально, в течение нескольких дней. Сейчас школьный автобус исправен и проблемы нет. А ведь подобная ситуации могла иметь место и раньше, до реорганизации.</p> <p style="text-align: justify;">С 1 февраля, когда изменились маршруты рейсовых автобусов, мы скорректировали маршруты подвоза детей с тем, чтобы дети не пострадали. Пока мы прорабатывали маршруты, момент, описываемый автором письма, присутствовал, но теперь его нет. Расписание составлено так, что есть установленное время подхода детей, и приходить заранее им не надо. У водителя на руках маршрутный лист, где прописано, сколько детей он должен забрать конкретно в этом месте. В Славитинское сельское поселение у нас ходят два школьных автобуса: один забирает детей, начиная с Должина, со вторым маршруты пересекаются в Шиловой Горе. Те дети, которые учатся в Верёхнове, пересаживаются в другой автобус и едут до Верёхнова, остальные — в Волот. В Верёхнове дети высаживаются, и автобус едет за учащимися в Жизлино, затем в Клопцы.</p> <p style="text-align: justify;">Теперь о том, что касается закрытия Верёхновской школы — даже вопрос об этом не стоял. Верёхновскя школа — лучшая среди сельских школ района. В областном рейтинге по качеству обучения она входит в десятку лучших. В ней очень хороший микроклимат, сильный педагогический коллектив. Мы будем сохранять её, пока сможем. Мы понимаем, что есть определённые требования к преподаванию в начальной школе, и филиал в качестве начальной школы будет работать до тех пор, пока на территории есть дети. Школы насильно никто не закрывает, они закрываются, потому что нет детей. На сегодняшний день на территории Верёхновской школы всего четыре ребёнка от 0 до 7 лет. Что будет, когда они станут учениками?</p> <p style="text-align: justify;">Сокращение сельского населения началось не вчера и не сегодня. Эта проблема стала актуальной уже давно. Дети вырастают, уезжают учиться и, как правило, не возвращаются. Сложная демографическая ситуация — это реалии нашего времени. В базовой Волотовской школе в этом году 12 выпускников, а в 10 классе — 14 человек. Волотовских ребят возят на сдачу экзаменов в Старую Руссу и Сольцы, потому что по требованиям сдачи ЕГЭ на экзамене должна быть группа в 15 человек. Тем не менее наши ребята ежегодно показывают высокие результаты по ЕГЭ, подтверждая высокий уровень преподавания учителей Волотовской школы. Кстати, что касается трудоустройства учителей сельских школ, то Волотовская школа, с учётом предполагаемого увеличения количества учащихся в классах, готова принять их в свой коллектив.</p> <p style="text-align: justify;">Мы все надеемся, что положение изменится, откроются новые предприятия в районе, приедут люди, появятся дети. Тогда и сельские школы будут работать с полной отдачей и в соответствии с требованиями закона. Сохранить же школу, в которой 3–4 учащихся, не сможет никто: ни комитет образования, ни глава района, ни губернатор, ни президент.</p> <p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>

В январе текущего года четыре малокомплектные сельские школы района поменяли свой статус — из автономных учреждений, самостоятельных юридических лиц, они стали филиалами средней школы п. Волот.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА