Настоящий милиционер
Окончил школу, поскольку приоритетными в то время были профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, эксплуатацией механизированной техники, поступил в Валдайский совхоз-техникум и в 1969 году стал обладателем специальности «техник-механик». Затем служил на Карельском перешейке в танковом полку, в армии за служебные успехи был награжден медалью «100‑летие со дня рождения В. И. Ленина». После возвращения домой год с небольшим отработал в «Сельхозтехнике». Его коллеги оценили принципиальность, чувство ответственности, долга, присущие молодому специалисту, и оказали доверие, направив его по комсомольской линии на 4‑месячные курсы подготовки среднего и начальствующего состава органов внутренних дел.</p>
<p style="text-align: justify;">Успешно окончив учебу, Николай Михайлович был назначен на должность инспектора дорожного надзора. Долгое время он один контролировал ситуацию на дорогах района.</p>
<p style="text-align: justify;">— Кабинет инспектора ГАИ находился тогда в двухэтажном здании между музыкальной школой и современным зданием Сбербанка, — рассказывает ветеран. — А еще там располагался городской штаб ДНД (добровольной народной дружины). В моем распоряжении был мотоцикл «М‑62» («Урал»), на нем мне приходилось очень много передвигаться, на лето не хватало одной пары ботинок, постоянно снашивались подошвы от педалей мотоцикла.</p>
<p style="text-align: justify;">Через некоторое время в отделение ГАИ пришел еще один сотрудник — Лобов Анатолий Викторович, он был назначен инспектором дорожного надзора, а Николай Папилин получил должность госавтоинспектора.</p>
<p style="text-align: justify;">Сколько километров по городским и сельским дорогам пришлось проехать Николаю Михайловичу за годы службы, подсчитать невозможно, так же нельзя подсчитать и количество раскрытых преступлений, предотвращенных дорожно-транспортных происшествий, выявленных нарушителей.</p>
<p style="text-align: justify;">— Ситуация на дорогах и в то время была непростой, — продолжает мой собеседник, — да и проблемы были те же, что и сейчас — дисциплина водителей, недостатки в организации движения.</p>
<p style="text-align: justify;">На мою просьбу вспомнить несколько случаев из своей практики, Николай Михайлович пояснил, что рассказывать об этом может бесконечно долго, и привел три примера из жизни инспектора ГАИ.</p>
<p style="text-align: justify;">В первом случае он рассказал о гибели пяти командированных в наш город граждан. Они возвращались вечером из кинотеатра в выделенное им жилье и были сбиты в районе нынешней «Электроники» грузовиком. За рулем находился житель Шимского района, он скрылся с места происшествия, но вскоре был задержан по месту проживания. «Он был осужден Солецким народным судом и уже отбыл свое наказание», — пояснил Николай Папилин.</p>
<p style="text-align: justify;">Второй эпизод произошел на дороге между вокзальным микрорайоном и бывшей «старой больницей». Инспектор ехал в сторону города и вдруг увидел следы тормозного пути и лежащую на дороге шапку (была ранняя весна). Осмотрев этот участок дорожного полотна, стал исследовать близлежащую территорию. Увидел знакомого мужчину, выходящего из кустов, расположенных за линией тополей. Инспектор строго его спросил: «Что ты там делал?» Мужчина ответил: «Ходил в туалет». Папилин не удовлетворился этим ответом и отправился в кусты, чтобы лично убедиться в отсутствии криминала. Там он обнаружил торчащую из снега руку. Николай Михайлович определил личность погибшего по руке, на которой была татуировка «Толя». Им оказался токарь одного из предприятий города. По «горячим следам» было установлено, что токаря сбил машиной мужчина, попавшийся Николаю Михайловичу около кустов, оттащил тело в заросли ивняка и спрятал под снегом.</p>
<p style="text-align: justify;">Приходилось Папилину и рисковать жизнью, особенно во время преследования злоумышленников. Однажды он чуть не погиб, пытаясь предотвратить ДТП. По дороге на Куклино на большой скорости ехал трактор, который вез в прицепе сено. Копна сена сместилась влево, и трактор должен был неминуемо перевернуться. Инспектор на мотоцикле стал обгонять трактор, чтобы его остановить, но был «подрезан» прицепом на повороте и совершил съезд в кювет. При этом несколько раз перевернулся в воздухе. К счастью, он остался жив и отделался только ушибами и недельным пребыванием в стационаре.</p>
<p style="text-align: justify;">Тепло вспоминает ветеран своих коллег, тех, кто помогал ему стать настоящим профессионалом — начальника отдела Юрия Ильича Баринова, заместителя начальника Анатолия Александровича Колпачкова, следователя Александра Федоровича Князева, старшего инспектора уголовного розыска Николая Васильевича Савкина.</p>
<p style="text-align: justify;">Среди множества различных наград у Николая Михайловича есть и три медали «За безукоризненную службу в органах МВД», медаль «200 лет МВД России» и другие.</p>
<p style="text-align: justify;">Почти 40 лет Папилин является примерным мужем, вместе с супругой Людмилой Викторовной они вырастили хороших детей — сына Сергея и дочь Татьяну, воспитывают внуков Вячеслава и Артура.</p>
<p style="text-align: justify;">Николая Папилина многие сольчане в свое время называли «настоящим милиционером». И накануне Дня ветеранов МВД мы адресуем нынешним сотрудникам полиции пожелания от «настоящего милиционера»: «Желаю профессионализма и служебного мастерства, а также более тесной взаимосвязи с общественностью».</p>
<p style="text-align: right;"><strong> Фото автора</strong></p>
Николая Михайловича Папилина можно смело назвать человеком-легендой, по крайней мере, районного масштаба. В течение 23‑х лет он был «грозой» всех нарушителей дорожного движения в Солецком районе.
Практически каждый мальчишка знал его фамилию, которая была своеобразным символом неотвратимости наказания за нарушения установленных Правил дорожного движения и законодательства.
Недавно я встретился с ветераном МВД, чтобы узнать, как он живет сейчас, вспоминает ли годы службы в отделе внутренних дел.
Родился он в Угощах (сейчас Выбити) в тяжелое послевоенное время.