Лента новостей
16:28 | 05.11.2024
14:45 | 05.11.2024
09:30 | 05.11.2024
09:01 | 05.11.2024
23:31 | 04.11.2024
14:05 | 04.11.2024
РЕКЛАМА
Замкнутый круг
Однако в сельской местности есть один безошибочный индикатор — состояние дорог. Если они зияют множеством «пробоин», можете не сомневаться: на дворе — весна.</p> <p style="text-align: justify;"><br /><strong>Из пустого в порожнее</strong><br />В преддверии зимы дороги другие — подлатанные в процессе летне-осеннего ямочного ремонта. Худо-бедно, но и на иномарке с небольшим «просветом» без особых проблем можно по ним передвигаться — понятно, речь идёт только о дорогах с асфальтовым покрытием. Зимой неровности дорожного полотна «выравниваются» в процессе расчистки «автотрасс» от снега: нашедший дырочки снежок утрамбовывается, сглаживая рытвины и ухабы, и при движении по дорогам создаётся иллюзия — они пребывают в приемлемом состоянии. Но в зимние месяцы возрастает нагрузка на дорожное полотно — вследствие интенсивной лесозаготовки и, соответственно, транспортировки древесины с использованием «фискаров» и большегрузных лесовозов. В результате чего дороги разбиваются в пух и прах. Стоит сойти снегу, и они предстают взору «во всей красе». Следы ямочного ремонта полугодичной давности исчезают: асфальтовое покрытие вновь представляет собой своеобразный дуршлаг с неровными «зазубренными» отверстиями–рытвинами. Водители, не желающие калечить машины, переходят на движение по песчаной обочине: медленнее, но безопаснее. А дорожники приступают к очередному пресловутому «ямочному ремонту». Латая дорожные прорехи на тех же самых участках, что и год, два, три назад… «Подлеченная» дорога худо-бедно простоит до следующей весны. Пришла весна — всё «начинается с начала», возвращаясь на «круги своя». И такое нерациональное движение по замкнутому кругу в России длится десятилетиями. Ежегодно «осваиваются», иначе — «закатываются в асфальт» многие миллиарды бюджетных средств. Закатываются с незавидным постоянством, без видимой практической пользы: дорог в России как не было, так и нет. Есть — направления.</p> <p style="text-align: justify;"><br /><strong>Как в бездонную яму</strong><br />Последние несколько лет Марёвскому району регулярно выделялись средства на капитальный ремонт дороги регионального значения Демянск-Марёво‑Холм, не менее 20 миллионов рублей ежегодно, рассчитанных на обновление 2–3 километров асфальтового покрытия. Сначала привели в порядок участок от райцентра до Липья, затем — от Бели до Молвотиц. Остался один проблемный отрезок трассы — так называемый «Шинковский», между Сухой Нивой и Гусевом. Пожалуй, самый проблемный: капремонта здесь не было лет тридцать — с времён строительства дороги с твёрдым покрытием. Когда-нибудь и до этого в пух и прах разбитого участка дойдёт очередь. Не исключено, что частичное обновление асфальта на двухкилометровом отрезке будет выполнено уже в этом году.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Предположим, средства из регионального дорожного фонда, формируемого Правительством Новгородской области, будут поступать, со временем весь внутрирайонный участок региональной трассы «помолодеет». Но проблему качества дороги это вряд ли решит кардинально. Потому что «стареет» она быстрее, чем «молодеет». Пока доходит очередь капремонта до одних участков, другие, отремонтированные двумя-тремя годами ранее, уже зияют пробоинами и вновь нуждаются в ремонте, хотя бы и ямочном. Марёвский район в этом плане ничем не отличается от других территорий — эта закономерность характерна для всех российских дорог.</p> <p style="text-align: justify;"><strong><br />Причины бездорожья — на поверхности</strong><br />Почему так происходит? Почему дороги на территориях сопредельных государств — Белоруссии, республик Прибалтики отличаются от наших, как небо и земля? Контраргумент — протяжённость наших дорог на порядки больше. Но почему у них асфальт стоит десять лет без обновления, а на наших дорогах — совершенно не «держит удар», приходя в негодность уже через два-три года эксплуатации. При том, что стоимость строительства километра дороги у нас — дороже, чем, например, в Финляндии. При несравнимо худшем качестве исполнения работ, заметьте.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Думается, объясняется это «самобытное» явление несколькими причинами, завязанными в тугой узел.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Первая — за годы «рыночной экономики» существенно пострадал потенциал дорожно-эксплуатационных предприятий, в советские времена — основных строителей дорог. «Подорвана», разбазарена их материально-техническая база. За примерами далеко ходить не надо: в том же Марёве «профукали» асфальтный завод и большое количество дорожной техники, на сегодня весь технический арсенал местного ДЭП — несколько грейдеров да «кадээмок», которых с горем пополам хватает только на работы по содержанию дорог: расчистку от снега зимой да грейдирование «грунтовок» в «бесснежное» время года. Перспектива строительства дорог с таким-то потенциалом — из области фантастики. В аналогичном «импотентном» состоянии пребывает большинство районных дорожно-эксплуатационных предприятий, это явление — всероссийского масштаба.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Причина вторая — неадекватный, убийственный для экономики федеральный закон под номером 94 — закон об аукционах. Ограничивший действия государственных и муниципальных чиновников, зато предоставивший «взамен» неслыханную свободу тем, кому наплевать на государственные интересы. По сути — закон в пользу жуликов, но — как ни парадоксально это звучит! — жуликов, действующих по закону. По нормам 94‑го подряд на исполнение любого вида работ стоимостью свыше 100 тысяч рублей можно получить только через процедуру аукциона. Участвовать в котором может любая фирма-однодневка, с копеечным уставным капиталом, а единственным условием победы в аукционе является самая низкая стоимость работ из всех предложенных конкурентами. Самое поразительное — от участников аукциона не требуется подтверждения своей «дееспособности» на исполнение подряда — наличия соответствующей спецтехники, например, если речь идёт о дорожных работах.</p> <p style="text-align: justify;">Требования доказать, что ты способен выполнить госзаказ, рассматриваются как «ограничение конкуренции». Получается, что аукцион выигрывает типичный посредник, в дальнейшем вынужденный привлекать для исполнения заказа дееспособных и не виртуальных субподрядчиков. Попутно «откусывающий» для себя изрядный кусочек «денежного пирога», и без того небольшого — с учётом заявленной минимальной цены подряда. Аукционная бумажная волокита и последующий поиск реальных субподрядчиков отнимают столько времени, что дорожные работы начинаются осенью, в период дождей, выполняются аврально, с множественными нарушениями технологических норм. Мало того, «секвестрованный» посредниками «бюджет» подряда вынуждает непосредственных исполнителей работ «вписываться» в него, в частности — за счёт экономии дорогостоящих ингредиентов, используемых для приготовления асфальтовой смеси и придающих дорожному покрытию прочность. ГОСТов‑то нет, а контроль — поверхностный. Ситуация — идеальная для злоупотреблений.</p> <p style="text-align: justify;"><br />И здесь самое время вспомнить о третьей причине российского бездорожья — думается, главной. Огромная финансовая пропасть между стоимостью строительства дорог и крайне низким их качеством даёт основания для единственно разумного объяснения явления: без коррупции, в форме «откатов», разворовывания средств в процессе их «освоения», здесь не обходится. Не приходится сомневаться: дорожная сфера — одна из самых коррумпированных. Проконтролировать, сколько средств реально вложено в дорогу, а сколько — освоено, отмыто, чрезвычайно трудно. Даже при наличии сильного желания. Но есть ли оно — тоже вопрос.</p> <p style="text-align: justify;"><br /><strong>Бег на месте</strong><br />Волей-неволей, возникает «крамольное» предположение: при существующей «схеме» ни власти, ни дорожники не заинтересованы в качестве дорожных работ. Примерно так же, как работники отечественного здравоохранения после перехода на «одноканальное» финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования не заинтересованы в скорейшем излечивании больных: финансирование «пляшет» от количества посещений захворавшими поликлиник. Сократись число визитов на приём к врачам — уменьшатся и объёмы поступающих из ФОМС средств. Аналогичная ситуация — и в дорожной сфере.</p> <p style="text-align: justify;"><br />Давайте «включим» смелую фантазию, представим: дороги на той или иной административной территории приведены в приемлемое состояние, не потребуют ремонта в течение нескольких лет. Кто же тогда даст денег на «ремонт и содержание», что будут «осваивать» дорожники и посредники?</p> <p style="text-align: justify;"><br />Дорожная сфера в России — бездонная яма, в которой бесследно исчезают, «осваиваясь» и «отмываясь», сотни миллиардов бюджетных средств. Наших с вами, налогоплательщиков, денег. Машина по закатыванию денег в асфальт работает непрерывно и без сбоев. Какой-то порочный замкнутый круг. Кто сможет его разорвать, найдётся ли такая сила?</p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>
По внешним, визуальным признакам трудно отличить раннюю весну от поздней, но «доснежной» осени.
РЕКЛАМА
Еще статьи
«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»
Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.
Снова в строю
Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.
Долгожданное событие
На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА