Старые люди, проходя мимо, осеняют себя крестом. Они видят его прежним, с куполами, башенками, колокольней, помнят высоким, как говорят, выше колокольни Ивана Великого в Москве… И вот, братья из Малиновки: бывший военный, теперь питерский житель Леонид Николаевич и фермер из деревни Лесная Анатолий Николаевич захотели церковь восстановить. Три года вместе с другими неравнодушными думали, собирали документы, чтобы получить разрешение на реставрацию. Денег надо — миллионы. А от задумки не отказались — дело движется.<br />Голино стоит на берегу Шелони при впадении реки в озеро Ильмень. Красивая деревня, древняя, нет даже точных данных о том, когда она возникла. По преданиям, приильменские славяне поселились на берегу в девятом веке, а в летописи Голино, как село, впервые упоминается под веком тринадцатым. Пролегал тут русский путь из варягов в греки, возле Голино был брод через Шелонь. Переходили реку княжеские дружинники на конях. Отягчали их богатство оружия и роскошь одежд: жемчуга, алмазы, изумруды. Щиты блестели на солнце. На щитах птицы в профиль и мечи крест-накрест. Были у них шеломы строги, мечи остры.<br />…Славилось Голино своими земледельцами, рыбаками, гончарами и кузнецами. И была здесь мельница, и даже небольшой кирпичный завод. И, наверное, из своих кирпичей сложили мастера храм — «Церковь Петра и Павла». Считалась она одной из самых красивых по архитектуре и больших по размерам в новгородской области. По описанию храм состоит из трёх связанных между собой объемов: одноярусный храм с центральным световым барабаном и четырьмя угловыми глухими барабанчиками на нём, одноярусная паперть в западном приделе с двухскатной кровлей и колокольня с двумя возвышающимися центральными ярусами и боковыми одноярусными помещениями. Барабаны храма и колокольни имели гранёные купола, завершённые луковичными куполками также на гранёных барабанчиках с шейками, яблоками и крестами.<br />Больше всего пострадали кровля над помещением алтаря и западным приделом и барабан. Кладка стен тоже повреждена, почти утрачены иконы на наружной стене слева и справа от парадного входа. Колокольню в 37‑м снесли — кому-то помешала, кресты сняли. Кирпичные арочные ворота тоже почти разрушены, снесены строения и кирпичная ограда.<br />Внутри церкви пусто и гулко. Посмотришь вверх — там окна с решётками, на решётках — кресты. Едва заметны фрагменты росписей на внутренних стенах. Мраморный пол сохранился, несмотря на то, что во время существования совхоза здесь держали птицу, хранили овощи, удобрения и разную, нужную для хозяйства утварь. На мозаике видны даты — «1884 г.», «1891 г.» — храм много раз перестраивался, пол выложен мозаикой.<br />На одной линии улицы, по обе стороны от западного фасада колокольни, были расположены кирпичные арочные проёмы ворот с завершениями и прозрачными полотнами. К ним примыкала глухая кирпичная ограда с угловой башенкой на переднем плане. На участке церкви стояло одноэтажное строение под двухскатной кровлей и кирпичная ограда с севера. Колокольню тоже хотят выстроить, чтобы церковь звала и звучала, как во время былое.<br />Прошлым летом были проведены первые противоаварийные работы. Первым делом выкорчевали кусты и деревья, что когда-то прижились и выросли на развалинах, укрыли крышу храма, чтобы он не разрушался дальше. Восстановили купола. В предвратной части и под несохранившейся колокольней наведён относительный порядок. Там ведёт богослужения священник Подгощской церкви отец Роман. У местных жителей появилась надежда, что главная достопримечательность деревни возродится из руин, как птица Феникс из пепла. А ведь раньше, до того, как за дело взялись Липатовы, местное население долго пыталось собрать хоть какие-то средства на её восстановление, но не могли «наскрести» даже на вырубку деревьев, которые выросли на крыше, как грибы-опята на старом пне. Благодаря братьям, их соратникам и помощникам, работа пошла.<br />В августе прошлого года в кабинете у тогда ещё заместителя, теперь главы района Михаила Некипелова состоялось совещание, на котором рассматривался единственный вопрос — судьба голинской церкви. Было принято решение о реставрации храма и создан Попечительский Совет. В него вошли: наместник Михайло — Клопского мужского монастыря, он же настоятель шимской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы отец Иаков, Липатовы и Михаил Некипелов. Заинтересовался этим делом и сам губернатор. В ноябре Сергей Митин посетил Голино, встретился с инициаторами реставрации храма и пообещал поддержку. Пожертвования на храм стали поступать со всех уголков области.<br />Работы продолжаются. Сейчас на «святом объекте» трудятся пятеро строителей-узбеков. Они хоть и гастарбайтеры, но имеют опыт именно в восстановлении храмов. Анатолий Липатов говорит, что трудятся люди хорошо, причём с раннего утра до позднего вечера.<br />Когда мы с Анатолием Липатовым приехали в Голино, строители работали на барабане церкви, на самом верху. Один молоденький паренёк варил на улице узбекский плов.<br />— Плохо человек кушать, — говорит, — плохо работать.<br />Овощами и картошкой бригаду обеспечивают фермеры, платят за труд тоже они. Жители деревни стараются угостить «дорогих работничков» кто чем может: молоком, яйцами, квашеной капустой, огурчиками, рыбой.<br />— Думаю, года три ещё надо, чтобы полностью отремонтировать церковь, — предполагает Анатолий Николаевич. — А там начнётся самое сложное — реставрационные работы внутри храма. Надо верить, что всё получится, без веры нельзя.<br />— Церковь относится к памятникам местного значения, — сказала председатель комитета культуры Шимской районной администрации Ольга Новожилова, — а в районный бюджет, увы… Эти люди, которые проявили инициативу и взялись за поистине грандиозное дело, просто молодцы и большие умницы. Если бы не они, через несколько лет храму было бы уже ничем не помочь.</p>
<p style="text-align: right;"><br /><strong>Фото автора</strong></p>
В деревне Голино вскладчину восстанавливают древний храм.
Братья Леонид и Анатолий Липатовы родом из деревни Малиновка. Это от Голино недалеко. Деревню Голино знают многие новгородцы и даже питерцы — ездят туда охотиться и рыбачить, строят там дачи. Есть в деревне старый храм, называется «Церковь Петра и Павла». В него ходили молиться бабушки и прабабушки Липатовых. Был он красив. Со временем превратился в развалины.