Вторник, 05 ноября 2024

Редакция

Предпочтения при чтении

- В ряду исследовательских методов особое место занимает письменное анкетирование, - пояснила Ирина ЕКИМОВА, заведующая  отделом обслуживания  центральной районной библиотеки. - Так, в конце учебного года был проведен опрос учащихся 8, 9, 11-х классов средней школы №1 «Чтение. Взгляд молодёжи». На вопросы ответили 67 юношей и девушек.<br /><br /><strong>Читаете ли вы книги?</strong><br />21% респондентов ответили, что читают постоянно, 45% - редко, под настроение, 30% - крайне редко, по необходимости. 2% старшеклассников книги  не читают. Скорее всего, ребята имели в виду именно классический формат книги, и наверняка просматривают газетно-журнальную продукцию, тексты в интернете, учебную и справочную литературу.<br /><br />Подтверждает это ответы на следующие  вопросы. К глобальной Сети, как к информационному ресурсу, чаще всего обращаются 82 % школьников и, соответственно, самое большое количество читающих в Интернете – 61 %.   Но заменить полностью книгу, по мнению большинства учащихся, Интернет не может, даже, несмотря на то, что он заменил многим  библиотеки и книжные магазины. Со временем Интернет и книга «привыкнут» друг к другу, перераспределив то время, которое человек уделяет самовоспитанию.<br /><br /> <strong>Что и сколько читают наши дети?</strong><br />У  74 % учащихся  ответ на вопрос о количестве прочитанных книг за последний год вызвал затруднение. 19 % ребят называли цифры – от 4-х до 15 книг в год.  И только 1,5 % подростков  вообще не прочитали не строчки. Жизнь современного школьника очень сложна, она ставит перед ним более серьёзные задачи, чем перед его сверстниками несколько десятилетий назад. Большинство ребят отмечают, что не хватает свободного времени для чтения, его приходится выкраивать, часто - дожидаться выходных.<br /><br />В советское время часто можно было услышать такое выражение: «Книга – лучший подарок». Так вот, согласно нашему опросу, чаще всего получают книги в подарок всего 6 % ребят. Сами покупают книги  23 % учащихся. И опять,  на пьедестале – Интернет! Скачивают тексты книг – 71% школьников.<br /><br />При этом хочется верить, что традиционная книга сохранит своё социальное предназначение и своих постоянных поклонников.<br /><br />Интересен и анализ предпочтений  подрастающего поколения.  Так, классическую и популярную литературу на русском языке с удовольствием  читают  15% школьников. В разряд востребованных попали книги справочного и учебного характера – 22%;  практическая литература – 19 %; научно-популярная  - 16 %. Но лидерами в ответах учащихся стали детективы -31%, фантастика - 73 % и любовные романы- 35%.<br /><br />Здесь следует сказать, что чтение за последние годы стало, в основном, развлечением. Именно это тревожит больше всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Хотя, конечно, нельзя закрывать глаза на объективные социальные процессы: коммерциализация литературы будет продолжаться, и библиотеки могут помочь только тем, кто захочет читать серьёзные книги.<br /><br /> <strong>Книг на какие темы не хватает?</strong><br />Как выяснилось, 29% современных юношей и девушек хотели бы видеть в библиотечных фондах   больше познавательной литературы, 23% - развлекательной, 35% -  серьёзной и глубокой, 17% - обучающей,  7% - лирической. И только три процента опрошенных всем довольны. В ходе опроса респонденты отмечали, что  им не хватает  реалистичных книг, написанных современным понятным языком,  добрых произведений без убийств, смертей и войн, о настоящих людях,   о  подростковых проблемах,  юмористических рассказов о школьниках.<br /><br />Всё это говорит о том, что хотя наши дети и читают «запоем» «фэнтези» и детективы, им не хватает хороших книг о важных для взрослеющего человека вещах.<br /><br /> <strong>Любимые авторы</strong><br />С особым удовольствием ребята читают современных авторов, таких как Р. Льюис, Н. Спаркс, С. Кинг, Д. Роулинг, Д. Карнеги, П. Коэльо, П. Санаев, З. Прилепин, Р. Брэдбери, А. Бушков.  Помимо нашумевших прозаиков  школьники  отмечали русских и зарубежных классиков: А. Чехов, Ф. Достоевский, И. Тургенев,  М. Лермонтов, А. Пушкин, М. Булгаков, С. Есенин, С. Экзюпери, А. Дюма, М. Митчелл, У. Шекспир и другие.<br /><br />Яркие  впечатления оставили у  юных читателей  следующие произведения: М. Рид «Всадник без головы»,  Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», А.Дюма «Чёрный тюльпан»,  «Королева Марго», книги о Гарри Поттере, приключения и ужасы – «Сумерки», «Кровавые узы», «Леди дождя», М.Митчелл «Унесённые ветром», К. Дойль «Шерлок Холмс», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», С. Есенин «Исповедь хулигана», Г. Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо», Д. Дэфо «Робинзон Крузо»,  В. Каверин «Два капитана», А. Куприн «Гранатовый браслет»,  Сеттерфилд «13-я сказка» и другие.<br /><br />Приятно, что старшеклассники, отвечая на этот вопрос о современных писателях, называли нашу молодую окуловскую поэтессу Марину Паскуль.<br /> <br /><strong>Другие вопросы</strong><br />Отношение к аудиокнигам распределилось следующим образом: положительным и удобным это занятие считают  20% учащихся, для  43% - классический формат книги всё же лучше, безразличны к аудиокнигам  29% опрошенных.<br /><br />На вопрос: «Какой совет Вы дали бы современным писателям?» цитируем словами ребят:  «Творите с душой, опирайтесь на интересы современной молодёжи»; «Писать более правдоподобные произведения, с более естественным поведением героев»; «Пишите о том, что интересно нам, от души, от сердца, все усилия для этого выкладывайте»; «Пишите в хорошем настроении»; «Писать в том же духе, в каком и писали. Сейчас никто особо не запаривается насчёт чтения книг. Хотя книги очень полезны, но что делать? 21-й век на дворе!»; «Писать о реальных событиях, чтобы их не покидало вдохновение»; «Писать интересные книги о любви»; «Больше писать фантастических рассказов»; «Писать про современные проблемы подростков»; «Писать правду».<br /><br />Комментировать ответы, как видите, излишне.<br /><br />И, наконец, последний вопрос анкеты звучал так: «Пользуетесь ли вы услугами городских и школьных библиотек?»  80 % школьников ответили на него утвердительно.<br /><br />- Итоги нашего опроса показали, что пессимистические прогнозы о том, что молодёжь в новом веке будет читать всё меньше, не оправдываются, - подытожила Ирина ЕКИМОВА. -  Молодые  много читают, причём самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг их интересов попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса даёт возможность узнавать всё новые и новые имена.<br /> <br /><br />Отдел обслуживания центральной районной библиотеки благодарит за участие в опросе учащихся 8, 9,11 классов и помощь в проведении анкетирования педагогов  средней школы № 1 - Л.И.Купцову, О.Е.Тимофееву,  Е.А.Сергееву.</p> <p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>

Для выявления отношения молодёжи к книгам, журналам, газетам, прочим публикациям  и наиболее полного удовлетворения их потребностей, в библиотеке проводятся различные опросы.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА