Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Железная дорога в её судьбе

Сомнения, метания…</strong><br />Она родилась на Украине, в городке Коростень, созвучным с наименованием одного из красивейших населённых пунктов нашей области. Сразу после школы вышла замуж и устроилась работать на швейную фабрику. А спустя год они вместе с мужем решили поехать учиться.</p> <p style="text-align: justify;">«В детстве кто-то хотел стать врачом, кто-то учителем, у меня же никакой такой мечты не было, - признаётся Татьяна Ивановна. – Мы надумали поступать в Нелидовский мясомолочный техникум, что во Псковской области, потому что у нас в городе был крупный молочный комбинат, где в будущем смогли бы работать».</p> <p style="text-align: justify;">Аттестаты об окончании средней школы у обоих были хорошие, так что проблем с поступлением не возникло – их зачислили без вступительных экзаменов. И накануне учебного года они отправились в Нелидово. На станции Новосокольники сделали остановку, чтобы пересесть на пригородный поезд, и в его ожидании, бродя по вокзалу, глазами наткнулись на объявление о том, что Великолукский железнодорожный техникум производит набор учащихся… «Вот что-то сразу меня зацепило, - говорит Татьяна Ивановна. – Наверное, на подсознательном уровне сработало, что это именно моё. Но мы всё же поехали к месту учёбы, ведь все документы были там».</p> <p style="text-align: justify;">А в Нелидове всё с первых минут стало раздражать. Общежития не было. Съёмное жильё оплачивал техникум. Молодую семью разместили в доме у бабки, которая выделила проходную комнату. Да и сам дом напоминал «казарму» с удобствами на улице. Даже воду и ту нужно было носить из колонки, что им, городским жителям, пришлось не по нраву. В её душе всё сопротивлялось. И, недолго думая, забрав вещи и документы, они с мужем сели на поезд в Новосокольники. А через некоторое время вновь читали то самое объявление, сообщавшее о правилах приёма – для «хорошистов» без экзаменов и, что особенно привлекало, предоставлении общежития. И поскольку на свой поезд всё равно опоздали, решили всё-таки съездить в Великолукский железнодорожный техникум. На удивление в считанные минуты стали студентами, получив отдельную двухместную комнату в общежитии.</p> <p style="text-align: justify;">Производственную практику во время учёбы, а учились оба на отделении эксплуатации железнодорожного транспорта, проходили в родном городе. И рассчитывали туда вернуться. Но их распределили в Тверскую область, на железнодорожную станцию Максатиха, назначили на должность дежурных по станции. А отсюда не отпустили, ссылаясь на нехватку кадров.</p> <p style="text-align: justify;">…Её уже готовили на руководящую должность – через год собиралась уйти на пенсию начальник станции, и Татьяна должна была занять это место, но разлад с мужем круто перевернул её жизнь. «Я просилась домой, где меня всё ещё ждали на железной дороге, - вспоминает Татьяна Ивановна, - а мне руководство в ответ: нужен начальник станции в Углич и в Парфино. Поехала посмотреть, что там в Угличе. Жильё – перекосившаяся избушка, где надо топить печки. Октябрь, дров нет. До работы добираться 15 км. Испугалась. Думала, в Парфино лучше. А вышла на станции с поезда, Боже ж ты мой, старый, деревянный, вросший в землю вокзал, вокруг бурьян, бездорожье и грязь. Женщине-инженеру, сопровождавшей меня со станции Бологое, говорю: «Я хочу обратно». А та мне: «Вы хоть жильё-то посмотрите. Здесь коттедж кирпичный, новый, специально для железнодорожников построен». Я опять: «Ничего смотреть не буду, сюда однозначно не поеду».</p> <p style="text-align: justify;">Она уже вроде как смирилась со своей участью остаться в Максатихе и через полгода заступить на должность начальника станции, но не получилось быть на одной территории с бывшим мужем. И не только дома – вместе они уже не жили, но и на работе. И снова пошла к руководству. А ей в ответ: «В Углич начальника нашли. Остаётся Парфино». И она решила: Парфино так Парфино, будь что будет.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Моя жизнь – одни сплошные реорганизации»</strong><br />Это сегодня, спустя почти 27 лет, она с улыбкой вспоминает свою категоричность и сам приезд в наши края. А тогда всё казалось унылым и безрадостным. «Хвалёный» коттедж оказался не готов. Жить поселили в деревянную казарму рядом с железной дорогой. Только спустя месяц, как раз к Новому году, она въехала в обещанную квартиру. От грустных мыслей спасала работа – напряжённая, ответственная, дни и ночи напролёт, потому как в рабочий день было никак не уложиться.</p> <p style="text-align: justify;">«Было сложно и страшно одновременно, - признаётся Татьяна Ивановна. – Вагонов под погрузку и выгрузку подавалось много. Существовало несколько подъездных путей – к фанерному комбинату, бывшим Заильменскому леспромхозу и так называемому БАМу, ПЭЗСТО, работали два маневровых локомотива. Запасные пути на самой станции забиты вагонами. Нужно было распределить их первоочередную подачу. При численности коллектива в 68 человек работников не хватало. Не был укомплектован штат стрелочников – зарплата небольшая, а работа тяжёлая, ответственная. Бывало, приходилось дежурных по станции отправлять на подработку – ведь «стрелки» без контроля не оставишь. И составителей поездов с улицы не возьмёшь – нужно знать маневровую работу. Нагрузка была значительно больше, чем в Максатихе, где уже существовала автоматическая блокировка. Здесь же система управления поездами была старой – полуавтоматической, которую я знала только по учебникам».</p> <p style="text-align: justify;">Автоматику на станции Парфино смонтировали два года спустя. Дежурные обучались работе в новых условиях, а она чувствовала себя как рыба в воде. Напряжение отпустило, она вздохнула с облегчением. Но, оказалось, ненадолго. Впереди ожидали нелёгкие времена.</p> <p style="text-align: justify;">Проблемы начались с распадом Советского Союза. Развал предприятий, передел собственности, резкий спад объёмов производства в стране привели к значительному сокращению перевозок грузов по железной дороге. Всё это отразилось на коллективе станции. Сначала были сокращены 1 маневровый локомотив и комплект составителей, несколько приёмосдатчиков грузов, потом – второй маневровый и, соответственно, обслуживающий персонал. Дальше – больше. Не стало билетных кассиров, разъединили службы. Ещё в прошлом году работали двое приёмосдатчиков и товарный кассир, теперь и их сократили. Существующий объём грузоперевозок на станции, а это 5-10 вагонов в месяц, обрабатывает Старая Русса. «Моя жизнь – одни сплошные реорганизации», - горько шутит Татьяна Ивановна.</p> <p style="text-align: justify;">Она уже много лет является начальником двух железнодорожных станций – Парфино и Пола. В ближайшее время возглавит ещё одну – Беглово. Приказ об этом уже подписан и находится на утверждении в Москве. «Руководство Санкт-Петербургско-Витебского центра организации работ железнодорожных станций ищет пути сокращения затрат, - утверждает Татьяна Малярова. – Грузоперевозки по всем маленьким станциям нашего региона упали. Раньше лес выручал, теперь и его меньше перевозят. Вот и сокращают расходы. В ноябре мы лишились стационарного телефона – нам сложно, людям неудобно. Неоднократно писала рапорты, чтобы его вернули. Вроде добилась – в феврале руководство обратилось в «Ростелеком», чтобы телефон включили. Однако наш номер уже отдали частному лицу, а свободных нет. Теперь придётся ждать, когда появятся».</p> <p style="text-align: justify;">С сокращением штатов нагрузка на руководителя, безусловно, возросла. Сегодня в её подчинении всего 9 работников – это дежурные по станциям. Но она осуществляет контроль за деятельностью всех служб, которые работают в комплексе, и несёт полную ответственность за пропуск поездов, которых с разгрузкой главного хода Москва – Санкт-Петербург проходит через станции очень много. Теперь у начальника и её коллег одна задача – обеспечение безопасности движения. И она, как и прежде, самая важная.<br /><br /><strong>Конечная станция - Парфино</strong><br />Татьяна Малярова нисколько не жалеет о том, что связала свою судьбу с железной дорогой. «Мне очень нравится моя работа, - признаётся она. – Мысленно я не раз возвращалась в прошлое и думала: как хорошо, что меня всё не устроило там, в Нелидове. Наверное, так нужно было. Я не представляю, как бы работала на молочном комбинате, где существует технология производства – одно и то же изо дня в день. Здесь есть пища для ума, с утра и до вечера приходится думать. Это – моё, это – по душе».</p> <p style="text-align: justify;">Всё самое главное в её жизни произошло здесь, в Парфино. Она, а точнее деревня Сергеево, где её дом в том самом коттедже железнодорожников, стала второй родиной. Так сложтлось, что никуда больше не получилось уехать. Станция Парфино стала конечной.</p> <p style="text-align: justify;">Её муж Геннадий по профессии тоже железнодорожник. Они приехали в Парфино вместе. Уже здесь поженились. Он много лет отработал дежурным по станции, затем составителем поездов на фанерном комбинате. Когда на предприятии начались проблемы, перешёл в цех.</p> <p style="text-align: justify;">И сыновья пошли по стопам родителей. В семье, где все разговоры были о железной дороге, где любили и ценили свою работу, наверное, невозможно было мечтать о чём-то другом. Старший – Анатолий после учёбы в Великолукском железнодорожном техникуме трудился на станции Парфино бригадиром пути, заочно окончил Санкт-Петербургский университет путей сообщения. После очередной реорганизации его семья переехала жить в Великий Новгород. Сейчас он работает заместителем начальника Новгородской дистанции пути, его жена – приёмосдатчиком грузов на станции Подберезье. После окончания этого же техникума вернулся домой и сын Вадим. Он трудится механиком Дновской дистанции сигнализации связи, обслуживает участок от Старой Руссы до станции Любницы. Заочно учится на четвёртом курсе университета путей сообщения.</p> <p style="text-align: justify;">Татьяна Ивановна довольна детьми и гордится ими. С первых дней становления в профессии она была для них добрым и одновременно строгим наставником. Сыновья и сегодня могут рассчитывать на её поддержку и профессиональную помощь. Хотя, как она признаётся, несмотря на многолетний опыт, теперь уже и сама иногда обращается за советом к старшему.</p> <p style="text-align: justify;">Многое в жизни значит, когда у тебя есть любимая работа. Прежде всего, ты находишься в гармонии с самим собой. А значит, всё стараешься делать на совесть. И это не проходит незамеченным.</p> <p style="text-align: justify;">Вышестоящее руководство ценит Татьяну Малярову за профессионализм, организаторские способности. В её домашнем архиве полно Почётных грамот и Благодарностей за хорошую работу. И как признание заслуг, - её фотография помещена на районную Доску почёта.</p> <p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>

Это объявление о приёме в железнодорожный техникум, попавшее на глаза на одной из станций во время ожидания пригородного поезда, Татьяна Малярова считает знаковым. Именно оно предопределило её судьбу.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Участковый уполномоченный полиции Екатерина Сидорова

Девушка с характером

Свой профессиональный выбор многие из нас сделали ещё в школьные годы. Так было и у холмички Екатерины Сидоровой.

Награждены за добросовестный труд

Почёт и хвала аграриям

В Волотовском ДК чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Постоянно на передовой

Подполковник юстиции Ольга Фоченкова более 20 лет посвятила службе в полиции

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА