Вторник, 05 ноября 2024

Редакция

Керженский дух

</p> <p style="text-align: justify;">Например, в «Русской исторической библиотеке» в книге 5-й (1878) были напечатаны патриаршие акты №№ 45, 46, 49 о передаче Иверскому монастырю (как сказали бы теперь, загородной резиденции Никона) шести варниц, лесов и пустошей по Порусье. Это было в 1654 году.</p> <p style="text-align: justify;">Прирезал к монастырским владениям старорусскую землицу Никон и двумя годами позже. Весьма щедро.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Никон против беспоповцев</strong><br />Почему выбор пал на Старую Руссу? Непонятно. Никаких особых связей с нашей землей у патриарха не было. Солеварни он, конечно, не мог не замечать. А земли-то логичнее было бы поближе к Иверской обители искать.</p> <p style="text-align: justify;">И вот совсем недавно попался мне совершенно случайно номер журнала «Проблемы современной экономики» (№ 4, 2010) со статьей «Экономико-статистические сведения о новгородском староверии по разысканиям Арсеньева». В статье речь шла об исследовании личным учителем императора Александра II Юрием Арсеньевым распространения, географии расселения и быта старообрядцев Новгородской губернии в 50-х годах XIX века. Это исследование он проводил по заданию Министерства внутренних дел, потому, видимо, все документы и сохранились.</p> <p style="text-align: justify;">Интересные в журнале обнаружились сведения. Оказывается, по проведенному в 1854 году розыску из 62 966 проживавших в Старорусском округе пахотных солдат 8396 официально подтвердили, что они являются староверами (беспоповцами). Это 13% от общей численности населения округа. Выше в Новгородской губернии процент староверов был только в Крестецком уезде — 29%.</p> <p style="text-align: justify;">Далее в статье отмечалось: Неожиданные данные были представлены по г. Старая Русса, где на 5467 жителей было зафиксировано 1396 последователей старой веры, т.е. 26% населения города. И вывод: Почти все старообрядцы были беспоповцами поморского корня. Поповцев было весьма незначительное число. Большинство составляли федосеевцы с разной степенью строгости к «новоженам» (вступившим в безсвященнословные браки). Особенно много староверов проживало на линии Малая Вишера — Крестцы — Окуловка, за Старой Руссой, вокруг гг. Пестово и Сольцы. Это про ситуацию до 1917 года. В настоящее время действуют общины в Новгороде и Старой Руссе... Самая крупная община области — в г. Старая Русса.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Преславный и досточудный</strong><br />Вот так живешь и не знаешь, что Новгородская область — центр российского староверия, а твой город — беспоповская столица. А ведь статистика Арсеньева отстает от реформ Никона на 200 лет. Два века правительство империи боролось с раскольниками, гнобило их и притесняло. Стало быть, в начале раскола численность должна была быть еще выше, чем в середине XIX века!</p> <p style="text-align: justify;">Мы помним про вождя раскола протопопа Аввакума. Но мало кто знает, что после него (в 1653 году Аввакум был сослан в Сибирь и до 1661-го, когда на три года вернулся из ссылки в Москву, был фактически изолирован от единомышленников) во главе старообрядческой церкви встал Феодосий Васильев, уроженец поселка Крестцы (в ту пору — Крестецкий Ям). В «Житие Феодосия Васильева, основателя феодосиевскаго согласия, написанном сыном его, Евстратом, в 7250-м году (1742 год от Р. Х.)», сказано:</p> <p style="text-align: justify;">Сей преславный и досточудный учитель Феодосий, родство свое ведый от прадеда и деда, и прочих по роду восходящих, благородных Усовых дворян или Урусовых, в царствующем граде Москве жительствующих. В разорение же Московское от поляков, деду его, именем Евстратию, в плен взяту бывшу, и 16 лет там препроводившу, егда же оттуду изыде, не восхоте жити в Москве, уже бо родители его умроста... Пойде он в Великий Новград, и случися ему быти на реце, нарицаемой Мсте, в селе Морозовичах. Бяше бо ту церковь святителя Николы, и нача тамо пребывати. Любяше убо зело церковное благолепие, и премного искусен бяше чтению и пению церковному.</p> <p style="text-align: justify;">…Живя же тамо, не вмале скорбяше о возмущении церковном, от Никона патриарха сотворенном. Гонения и мучения страхом содержим, не отступи от Церкве. Обаче держащих святые древлецерковные законы не гоняше, но усердне всячески покрываше и соблюдаше.</p> <p style="text-align: justify;">Переходя на современный язык, уточню, что Феодосий публично отрекся от «никоновых новин пагубного злочестия» и крестился под именем Дионисий.</p> <p style="text-align: justify;">После этого, спасаясь от преследования сторонников всесильного патриарха, он вместе с семьей уехал из Крестецкого Яма примерно на сто верст, то есть за Старую Руссу, и «тамо в безмолвии живуще, работаху Богу». Таким образом, образовался на Новгородчине второй (вслед за Крестецким) центр старообрядничества. И этим, вполне вероятно, объясняется пристальное и злое внимание патриарха Никона к Старой Руссе и ее богатствам.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Раскол внутри раскола</strong><br />Итак, после никоновского раскола Новгородская область становится одним из центров староверия, а Феодосий Васильев — лидером этого движения. Это особенно важно, поскольку раскол произошел и среди раскольников — на поповцев и беспоповцев. Из самих названий следует, что поповцы признавали священников (попов) при богослужениях и обрядах. А беспоповцы отрицали не только необходимость, но возможность их существования. По их мнению, подлинное духовенство уже «истреблено антихристом».</p> <p style="text-align: justify;">На прошедших в Новгороде в 1692 и 1694 годах соборах беспоповцы определились со стратегией. А именно они исходили в своей борьбе из того, что: в мир уже пришел «духовный» антихрист (но не конкретный посланец Сатаны) и царствует в патриаршей Церкви; священство прекратилось, а вместе с ним исчезли таинства евхаристии и брака (браки и рождение детей были запрещены), совершаемые священством; остались только таинства крещения и исповеди. При этом беспоповцы категорически предписали перекрещивать всех желающих перейти в их лоно, запретив после этого общение с миром.</p> <p style="text-align: justify;">И если поповцы освоили южные области России (Дон, Украина и прилегающие российские территории), то беспоповцы — северные территории. К 1917 году староверческие беспоповские общины существовали в большинстве уездов Новгородской губернии. Особенно много староверов было, кроме Старой Руссы и Крестец, в Малой Вишере, Окуловке, Пестове и Сольцах.</p> <p style="text-align: justify;">Самая крупная община была в Старой Руссе, а точнее — в городе и прилегающей к нему полосе болот в сторону Псковской области (в том числе — Сольцы).</p> <p style="text-align: justify;">По обе стороны непроходимых болот на расстоянии в несколько десятков километров стояли староверческие деревни.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Первые коммунисты</strong><br />Когда началась коллективизация, закончилась изоляция староверов. Большевики добрались и до болот. Молодежь стала переселяться в Старую Руссу, что привело к неимоверному росту местной общины, которая существовала до самой войны. Староверы даже пытались получить государственную регистрацию. Они писали Ворошилову прошения о содействии, потому что он был родом из старообрядческой семьи. Да что там! Известно, что отец Ленина был старовером (поповцем).</p> <p style="text-align: justify;">И сам вождь мирового пролетариата симпатизировал им. В работе «Раскол и сектантство» Ленин утверждал, что старообрядчество впитало христианский коммунизм и проповедует разрушение частной собственности и семьи. Кроме того, староверы помогали доставлять в Россию (через Румынию) «Искру». По постановлению ЦК РСДРП в Женеве Бонч-Бруевич издавал листок «Рассвет» для старообрядцев в 1904 году. И только яростная критика Троцким этого проекта заставила большевиков отказаться от столь демонстративного союза.</p> <p style="text-align: justify;">Поэт Николай Клюев писал:</p> <p style="text-align: justify;">Есть в Ленине керженский дух,</p> <p style="text-align: justify;">Игуменский окрик в декретах,</p> <p style="text-align: justify;">Как будто истоки разрух</p> <p style="text-align: justify;">Он ищет в поморских ответах.</p> <p style="text-align: justify;">Керженцами и поморцами назывались самые твердые старообрядцы. Нам рассказывают в школе, что революционеры в 1905 году боролись за восьмичасовой рабочий день и прочие экономические блага. Даже министр финансов Иван Вышнеградский признавал: «Наши христолюбивые старообрядцы-преображенцы в российском торгово-фабричном деле — великая сила; они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до полнейшего совершенства и цветущего состояния!».</p> <p style="text-align: justify;">Но буржуа-старообрядцы еще к 1900 году ввели на своих предприятиях девятичасовой рабочий день, бесплатные общежития, медицину и ясли для детей.</p> <p style="text-align: justify;">Вот как, например, описывали современники «Товарищество мануфактур А.Я. Балина» (Асигкрит Балин был старовером): Проживание было бесплатным. Для постройки собственных домов выдавались беспроцентные ссуды с погашением в течение нескольких лет. Медицинское обслуживание — бесплатно. Имелась каменная больница с мужским и женским отделениями, операционной, амбулаторией, аптекой и отдельным родильным домом. В лесу располагался противотуберкулезный санаторий. Инвалиды и престарелые были на содержании Товарищества, для престарелых — богадельня. В поселке пятилетнее профтехучилище с вечерними классами для рабочей молодежи. Обучение и пользование библиотекой — бесплатное. Народный дом с театральным залом для профессиональных и самодеятельных артистов. 1% прибылей отчислялся в пенсионный фонд. Право на пенсию имели проработавшие на заводе не менее 25 лет, а также потерявшие трудоспособность, вдовы с малолетними детьми, бездетные вдовы и круглые сироты. Пенсия назначалась в размере 25—50% средней заработной платы. Рабочим предоставлялась возможность участвовать в прибылях предприятия.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Вместо эпилога</strong><br />Но мы очень отвлеклись. Вернемся в Старую Руссу. Молитвенный дом беспоповцев существовал здесь уже в XIX веке. В годы советской власти службы проходили в частных домах, так как община не имела регистрации. Не регистрировали и не запрещали! Только в 1986 году наши старообрядцы получили «справку». Почти сразу под моленную был оборудован дом. А в 1990 году им передали Никольскую церковь XIV века, где раньше был краеведческий музей (а до войны — овощехранилище). Сейчас в ней насчитывается более 1200 прихожан.</p> <p style="text-align: justify;">Конечно, это скромно, если вспомнить, что когда-то в деревне Старое Демидово Старорусского уезда у старообрядцев был двухэтажный каменный монастырь, семь изб, кельи, кухня, столовая, кладовая, погреб и сарай. В библиотеке насчитывалось более 200 книг, в монастырской церкви — 300 образов.</p> <p style="text-align: justify;">Но ведь и своя церковь для старообрядцев сегодня — редкость.</p>

Противоречивая история старорусских староверов

Работая над вторым томом «Тайной истории Новгорода Великого», обратил я в свое время внимание на то, как активно прибирал к рукам патриарх Никон старорусские земли и имущество.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА