Воскресенье, 03 ноября 2024

Редакция

Среди болот и лесов-2

<br /><br /><strong>Две Руси</strong><br />В Приильменье немало чисто бытовых наименований того же корня «рус». В озерно-речном районе: русло, руслище, русалка, русыня, русленик (квасодел).</p> <p style="text-align: justify;">В рыболовстве одно из основных его орудий — верши — новгородцы называли «руси». В охоте (той же княжеской): русак и русачина (его мясо), русачник (охотник), русло меха (чисто новгородское — волнистая темная хребтина), русоватая куница и т.д. А внешний вид местных жителей, отмечаемый иностранцами: русые, русоволосые, русобровые, русокудрые...</p> <p style="text-align: justify;">Можно ли после этого игнорировать сообщение Ал-Бекри: «Волга течет в страну хазар из страны русов»? Уж арабы-то, ведущие обширную торговлю по великой реке, о чем свидетельствуют письменные источники и находки дирхемов по всему «Серегерскому» пути, знали, где находится «Русия»! «Русы живут в лесах и болотах к северному океану», — утверждал И. Идриси. Эль-Балхи называл несколько племен русов из славян и расположение их чаще связывал с Волгой, по которой ходили их корабли. «Что же касается купцов-русов, то они суть племя из славян, — пишет Ибн-Хордадбе. — Вывозят меха выдры, черных лисиц и мечи из дальних концов Славонии. А если желают, то ходят на кораблях по реке, проходят по заливу Хазарской столицы (г. Итиль на Волге.— Д.К.)».</p> <p style="text-align: justify;">Аль-Истахри (середина X в.) указывает: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, другое племя называется Славия, и еще племя называется Артания, а царь его находится в Арте». У историков нет разночтений в отношении Куяба — Киев и Славия — Новгородская Русь. Что же касается Артании, то где только ее не искали, в том числе и в Русе! Ибн-Фадлан (первая половина X в.) русами называет северные славянские племена и отличает от них южных — «куябов». Ибн-Хаукал (вторая половина X в.) подчеркивает, что Куяба — часть Руси.</p> <p style="text-align: justify;">Очень ценное показание по этому вопросу есть и в западных источниках. В записях Пруденция, епископа г. Труа, в Вертинских анналах сообщается, что в 839 г. к императору франков Людовику Благочестивому явилось посольство византийского императора Феофила с представителями «народа Рос». Они торжественно были приняты в Ингельгейме 18 мая. Феофил писал, что этих представителей направил к нему их царь Хакан ради дружбы. Но путь, коим они прибыли, тогда находился в руках варварских и весьма жестоких народов. И просил Людовика помочь им вернуться северной дорогой. Отсюда следует, что за 23 года до летописного «призвания варягов» уже существовали две «Руси» — северная и южная. И представители второй желали вернуться путем «Из варяг в греки». А до XI в. он шел не по Волхову — Ловати, а главным образом по Западной Двине, то есть чуть ли не по границе южного Приильменья.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Киевская провинция</strong><br />Почему же Руса как город в Новгородской летописи впервые упоминается лишь в 1167 году? Объяснение можно найти лишь в том, что Руса тогда не входила в состав Новгородской земли, а подчинялась непосредственно Киеву. Первым и сильнейшим аргументом княжеского влияния в южном Приильменье является факт раннего распространения здесь христианства. На северной возвышенности Старорусского уезда погребения типа сопок (языческие) сразу сменились жальничными без переходных невысоких насыпей. В других местах Новгородской земли смешанные захоронения бытуют до XII и даже в XIV в.</p> <p style="text-align: justify;">Летописи, которые, возможно, велись в Русе, вероятно, погибли в 1194 г., когда она сгорела. И город был, по-видимому, довольно крупным, если он не только быстро восстанавливается, но перед угрозой литовских набегов окружает себя оборонительными сооружениями (ров, вал), строит острог, возводит каменный храм Спаса Преображения на месте уничтоженного огнем деревянного.</p> <p style="text-align: justify;">Главную военную силу Русы составляла «засада», более-менее постоянный отряд, всегда готовый к защите города, независимо от того, был в нем князь или нет. В этот отряд входили «огнищане» — княжие люди, жившие в районе Княжьего ручья, и «гриди» — профессиональные военные из русских воинов и наемных варягов. Поряды с ними совершал князь не из Новгорода, а из Киева или Суздаля. В случае необходимости на помощь «засаде» поднималось ополчение. Без крайней нужды солеваров не отрывали от работы. В 1234 г. город от литовцев защищали не только рушане, гридьба и огнищане, но купцы и гости (отсюда можно заключить, что число торговых людей в Русе было значительным).</p> <p style="text-align: justify;">О рушанах не упоминает легенда о «призвании варяжских князей». Русы нет среди приглашенных на вече пригородов, хотя она находилась значительно ближе к Новгороду, нежели Псков или Ладога. Рушан не видно при изгнании из Новгорода князей Всеволода Мстиславича в 1132 и 1136 гг. и Ярослава Ярославича в 1270 году. Наоборот, угрожая походом Новгороду, последний уехал в Русу и пробыл в ней до тех пор, пока митрополит, избегая кровопролития, не поручился за него.</p> <p style="text-align: justify;">В Русе не было новгородских посадников, но в случае нужды они предводительствовали ее жителями. «Выехал Федор посадник с рушанами и бился с Литвою». Не было здесь и княжеских наместников, зато немало вотчинных земель вокруг. В 1125 г. сын князя Мстислава Владимировича Всеволод передал погост Ляховичи «с людьми, лесами, бортями, ловищами на Ловати» Юрьеву монастырю. Через несколько лет отец повелел отдать княжеской обители и «село Буйце с данью, вирами и продажами».</p> <p style="text-align: justify;">Для сбора дани в богатую Русу князья чаще приезжали сами либо посылали своих доверенных. Здесь были княжеские соляные варницы, упоминаемые «Русской Правдой». Князья охотились в окрестностях города, вершили там суд. Когда же на берегах Волхова утвердилась республика (1136 г.) и постепенно упало значение Киева, Новгород сам стал приглашать князей и заключать с ними договор. В первой из дошедшей до нас договорной грамоте 1264 г. при перечислении княжеских прав говорится: «А на Озвадо ти, княже ездити лете звери гонит. А в Русу не ехати, ехати ти в Русу на третью зиму».</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Княжеские привилегии</strong><br />В 1316 г., как указывает Новгородская первая летопись, рушане вместе с новгородцами, псковичами, ладожанами, корелой, ижорой и вожанами выступали против тверского князя Михаила, который вынужден был остановиться в Устьянах (при впадении Полы в Ловать), а затем повернуть назад. Под 1442 г. в той же летописи говорится, что бывший новогородский посадник Иван Васильевич «держал русское посадничество».</p> <p style="text-align: justify;">Великокняжеские права в Русе сохранялись и при московских государях. Василий II пожаловал старорусским рыбакам — тонникам (в подтверждение грамот своих деда и отца) Миките и Есипу с братьею, Кузьме, Перфирию и Антону с братом свободу от повинностей и поборов в пользу новгородской и старорусской администраций. Они освобождались от погоста (основной подати) и других повинностей и налогов, коими облагались рушане. За ними утверждалась привилегия варить соль и заготовлять дрова. Они получали право пользоваться пахотными и сенокосными угодьями, принадлежащими великому князю, по рекам Полисти, Редье и Соминке, по ручьям Войе, Собольему и Комарову.</p> <p style="text-align: justify;">Судебные дела, их касающиеся, разбирает сам князь или его наместник, двор коего находится в центре Русы: у «Николы в городу».</p> <p style="text-align: justify;">Даже сейчас, когда в Старой Руссе уже нет Емецкого болота, ручьев Холопьего, Глубокого и др., когда доживает свой век ручей Княжий и древняя Порусья в черте города, когда окончательно засыпаны старые руслища, сохранился большой остров, омываемый Порусьей, Полистью и соленым ручьем Войе. На нем — «на острове в Русе», как указано в Новгородской первой летописи под 1192 г., был построен (возобновлен) храм Спаса Преображения. Здесь славяне — русы (солевары!) основали поселение «Остров» рядом с угро-финской «Емца» и чудским «Коломец». С развитием торговли и иных связей с Волгой это славянское поселение стали называть на волжский манер «Осередок», что в конце концов возобладало и отразилось в последующем названии городского конца Русы — «Середка».</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Русы на острове</strong><br />Так и воспринимали этот город приехавшие по Волге арабские путешественники. Ведь центр его назывался «Островом» и был таковым в действительности. Да и весь Старорусский край представлял собой остров. С севера — Ильмень и дельта Ловати, с востока — озера Стерж, Селигер, Велье, Русское, здесь же сплошная полоса болот, включая огромное «Невий мох»; на западе — немногим меньше Полистовские и Рдейские болота; на юго-западе и юге — многочисленные озера, включая Полисто, второе Русское, Буйце. Краевед В.А. Пылаев подсчитал, что пограничная линия этого района составила 455 километров. Общее число потоков — рек, ручьев, ручейков — 1 713 плюс 81 озеро (больше половины — в дельте Ловати). На 1 км2 суши приходилось 0,38 км2 воды.</p> <p style="text-align: justify;">Не зря же летописец утверждал: «Земля Новгородская озеры и болота велми наводнена, и того ради в летняя времена рать конная не бывала на них никогда же». А с Волговерховья лишь в районе рек Полы и Щеберихи были возможны сравнительно сухие переходы. Вот почему арабские географы сочли это место «островом».</p> <p style="text-align: justify;">На территории бывшего Старорусского уезда носили или носят названия «островов» 16 населенных пунктов, 13 сенокосных угодий, 57 урочищ в местных болотах. И до сих пор не найдено объяснения записям Новгородской писцовой книги конца XV в., где деревни Соколово (дважды), Язва (ныне Борисово), Ковякино, Скрылево числятся в «островах». Почему эта местность между Редьей и Ловатью в десяти верстах к юго-востоку от Старой Руссы по дороге на Демянск так называлась, остается загадкой.</p> <p style="text-align: justify;">Известие о «русах на острове» напоминает и об «Островном городе» Holmgardr северных рун. Наверное, Шахматов прав, считая таковым Русу.</p> <p style="text-align: justify;">Предложенная нами этимология названия «Середка» в центре древней Русы поставит, наконец, точку в затянувшемся споре. Конечно, это хорошо бы подкрепить данными археологии.</p>

По происхождению все мы — островитяне

(Окончание. Начало в «НВ. Старая Русса» от 23 октября)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА