Сегодня наш путь вновь лежит в Грузинское сельское поселение. Повод серьёзный – почти месяц в Грузине было закрыто почтовое отделение. Возникли проблемы с прежним работником и, как бывает всегда, в проигрыше остались сельские жители.
Почти месяц люди оставались в неведении: что же будет дальше. Ведь почта – одна из важных составляющих жизни, особенно на селе. Это выплата пенсий и своевременная оплата коммунальных услуг, доставка писем, газет, посылок и переводов. Это, в конце концов, одно из немногих благ цивилизации, ещё оставшихся в «продвинутом» XXI веке в сельской российской глубинке, и доступных простым пожилым гражданам нашей страны. Конечно, ситуация вызвала много негатива у жителей села.
Рассказывает заместитель главы поселения Светлана Цветкова:
– Ещё до закрытия почтового отделения было много проблем. Люди звонили и в администрацию с жалобами на задержки выплаты пенсий, не поступавшие вовремя коммунальные платежи. Почта не работала месяц и открылась в конце ноября. Постоянного работника нет: приезжает специалист из Чудова. Отделение открыто три дня в неделю: понедельник, среда, четверг, с 10 до 15 часов. Но иногда бывают изменения, постоянно нужно звонить, уточнять. Людей, особенно пожилых, сильно тревожит, успеют ли они получить пенсию или оплатить услуги. Поэтому, особенно в первые дни, они занимали очередь чуть ли не с восьми утра, чтобы не опоздать. Раньше почтальон разносил пенсии по домам, теперь многие пенсионеры оформляют доверенности друг на друга, ведь стоять в очереди по два часа трудно.
Здание почтового отделения в плохом состоянии, ему давно нужен ремонт: течёт крыша, пристройка покосилась, в ужасном состоянии и входная дверь. Прилегающую территорию тоже приходится приводить в порядок администрации поселения: забор ремонтировали сами, летом окашиваем траву, проводим подсыпку.
За то время, пока людям не доставляли газе-ты, многие отказались от подписки, особенно жители деревень. Ведь этим раньше почтальон занимался, а сейчас некому.
Даже газету получить поначалу было можно, только отстояв в общей очереди. Поэтому от подписки на следующий год многие собираются отказаться.
Подъехав к зданию, где располагалось почтовое отделение, мы увидели на дверях трепещущий на ветру листок с «волшебной» фразой: «Закрыто на тридцать минут...» (волшебство её в том, что никто не знает, когда эти 30 минут начались и когда истекут). Соседняя бумажка гласила, что сегодня, 12 декабря, ещё и последний день выдачи пенсий. Поэтому подходившие к закрытым дверям жители села не скрывали своего возмущения.
Тамара Васильевна Федотова:
– Я здесь сегодня уже во второй раз, хочу оплатить «коммуналку». Пришла к открытию, сказали: «завис» компьютер. Народу много всегда, в очереди стоишь долго. А бывает, объявление, что почта будет работать, есть, а она закрыта.
Николай Александрович Вершинин:
– Без почты нам никак нельзя. Раньше почтальон приносил деньги на дом. Работала Крайнева Нина Константиновна. Всегда вовремя и пенсию получали, и газеты, и квитанции передать можно было для оплаты. А теперь идёшь и не знаешь, получишь деньги или нет.
Другие подходящие к почте жители рассказанное подтверждали.
Помещение почтового отделения, когда мы в него всё-таки попали, встретило нас звуками капели – с потолка, покрытого разводами, капала пробившаяся сквозь дырявую крышу вода. Внутреннее его «убранство» оставляет желать лучшего – ремонт давно назрел. Здесь нет воды (кроме той, что с потолка капает), не предусмотрен и санузел.
Обязанности начальника почтового отделения выполняет сейчас Надежда Зарубина, старший инструктор по Чудовскому району. Кроме своей работы на почтамте в Чудове, она три раза в неделю приезжает в Грузино и выполняет всю положенную работу.
– В мои обязанности входит выплата пенсий, приём и выдача переводов, посылок, писем, телеграмм, приём коммунальных платежей и выдача квитанций на оплату некоторых из них (Телеком, отопление), выдача газет по подписке, – рассказывает Надежда. – Работа с деньгами, требует внимания, ответственности, точности.
Народу приходит много, нет ни одной свободной минуты. Все люди разные: одни спокойны, доброжелательны, но бывают и конфликтные. Если есть очередь, не уезжаю, пока не обслужу последнего.
С 5 декабря начал работу почтальон. Она доставляет пенсии, счета, корреспонденцию. Может принять коммунальные платежи. Пока по деревням (их пять: Новая, Переход, Мелехово, Березеево, Гладь) почтальона возит машина из Новгорода. Как это будет осуществляться потом, неизвестно. А ведь нагрузка и ответственность большая – у человека в руках немалые суммы.
На наш вопрос о зарплате Надежда грустно улыбается и вздыхает. Это, судя по всему, одна из причин того, почему трудно найти постоянного специалиста. Нагрузке и ответственности заработная плата явно не соответствует.
В общем, в сегодняшнем решении проблемы с почтой в Грузине вопросов больше, чем ответов. Конечно, нужен постоянный серьёзный и ответственный начальник отделения. Нужно, чтобы оно работало каждый день, и люди не стояли в очереди по два часа. Работнику нужна нормальная зарплата... Нужно, нужно, нужно. К сожалению, нужно это пока только простым людям, в большинстве своём пожилым, честно отработавшим свой век, имеющим полное право на достойную старость, живущим в маленьких российских деревнях, посёлках, которых, к сожалению, не видят, не слышат и не понимают «большие» люди в больших городах, думающие только о своей прибыли.
Татьяна ИВАНОВА
Фото Анны ВИНОГРАДОВОЙ