Довольно часто люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, теряются перед натиском неприятностей и обстоятельств. На самом деле, трудно разглядеть пути выхода из череды несчастий, если никогда в жизни рядом с тобой не было человека, способного подсказать, протянуть руку помощи, просто пожалеть. А потом, даже если такие люди появляются, уже просто нет сил верить в их искренность и следовать советам.
Вся не слишком долгая жизнь этой женщины словно соткана из черных нитей. Мать лишили родительских прав, дети росли в интернатах. Когда пришло время — получили квартирку в деревне, одну комнату и кухню на двоих. Постоянной работы нет, Ольга перебивается случайными подработками, сердобольные соседи за небольшую плату нанимают ее помогать по хозяйству. Чистоплотная и работящая, она прекрасно справляется с любой сельской работой.
— И если бы она была одна, возможно, все сложилось бы вовсе не так, — говорит начальник уголовно-исполнительной инспекции Вера Савченко. — Вместе с ней живет брат, человек сложный, нездоровый, пьющий и агрессивный. Их судьбы переплетаются с детства, разъехаться им некуда, но и жить вместе со временем все страшнее.
Ольга изо всех сил старается устроить свою жизнь и быть счастливой, верит мужчинам, которым вовсе не нужны ни ее чувства, ни ее стремление вырваться из замкнутого круга. Рождение первого ребенка, лишение родительских прав на него стали очередным ударом.
— А ведь прав ее лишили по той же причине — угроза жизни и здоровью маленького человека, — поясняет Вера Геннадьевна. — Потом родилась еще дочка, маленькая радость, единственное существо, ради которого она сейчас готова жить и что-то менять в своей жизни. Даже в кромешном аду, царящем в родном доме, она умудряется создавать для малышки уют, с радостью возделывает огород (в котором порядок — многим на зависть), следит за чистотой в единственной комнате.
Год назад Ольгу осудили за злостное уклонение от уплаты алиментов на старшего ребенка, присудили 10 месяцев исправительных работ, обязали выплачивать долг. Маленькую дочку нужно было устраивать в садик, который находится на той же улице, на которой они живут. Для этого необходимо было только пройти с ребенком медосмотр, сдать анализы. Она не сделала ни одного шага для того, чтобы начать исполнять приговор.
Теперь дело вновь в суде, в середине декабря будет рассматриваться вопрос о замене исправработ на лишение свободы. Таков закон.
— Есть дела, работая с которыми, нам приходится принимать самое активное участие в судьбе осужденного, — говорит начальник уголовно-исполнительной инспекции Вера Савченко, — этот случай как раз такой. Мы со своей стороны постарались привлечь внимание к судьбе матери и ребенка тех служб и организаций, которые призваны помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Руководство комплексного центра социального обслуживания населения сразу поставило эту семью на учет, как нуждающуюся в материальной, вещевой помощи, сопровождении различными специалистами, и работает с ней в рамках долгосрочной областной программы «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Новгородской области на 2011–2013 году».
— Служба скорой социальной помощи держит на постоянном контроле ситуацию в семье, ведь здесь уже были случаи, расцененные как угроза жизни и здоровью ребенка, — комментирует ситуацию Елена Иванова, директор центра. — Совместными усилиями выхлопотали отсрочку исполнения наказания для того, чтобы женщина могла лечь на медицинское обследование и оформление пенсии (удалось получить третью рабочую группу). Ребенок в это время был вначале помещен в больницу, а затем в приют.
— Вернулась наша героиня домой, — продолжает рассказ Вера Геннадьевна, — а там нездоровый родственник разгромил все, что попало под его горячую руку: выбил окна, повышибал двери, разбил посуду, сломал все, что смог. На дворе стоял уже ноябрь. Ребенка из приюта забирать стало некуда. Неадекватный брат усилиями всех заинтересованных служб отправлен в больницу, но в конце декабря вернется. По утверждению сестры, лечение не особенно ему помогает.
Вопрос расселения встал с особой остротой. По закону, матери и дочери могут предоставить жилье только по месту прописки, то есть в Дубровской сельской администрации. Там не отказали, но предупредили: состояние жилья таково, что без большого ремонта жить в нем нельзя, но все же предоставили квартиру в деревне Каменка. Акт обследования гласит: полы, окна, двери есть, печь в аварийном состоянии. Под давлением обстоятельств женщина подписала краткосрочный договор найма сроком до 1 июня 2014 года.
— Другого, более благоустроенного, жилья у нас нет, — говорит глава Дубровской сельской администрации Светлана Устинская, — но там ведь проблема и другого плана. Ольга не работает, пенсии хватает едва сводить концы с концами. Хотя мать она хорошая, ребенка любит.
— Почему встал вопрос о переселении женщины с ребенком, а не родственника? — спросила я Веру Савченко. — Какой смысл из одного непригодного для жизни жилья переселять ее в другое? Тем более, что все, кто знаком с этой семьей, уверены — брат не оставит женщину в покое. А она на деньги, получаемые за инвалидность, будет ремонтировать квартиру в Каменке как раз до истечения срока аренды. Да и неудобно ей жить в Каменке, в родной деревне ей помогают добрые люди, детсад рядом.
— Когда мать с ребенком будут находиться в жилье, предоставленном им, то агрессивного родственника, если он придет и будет безобразничать, можно привлечь к ответственности, — пояснила Вера Геннадьевна. — Сейчас они равноправные хозяева того жилья, что в родной деревне.
— Есть надежда, что наша подопечная попадет под одну из статей амнистии, на днях объявленной президентом, — заглянула в недалекое будущее Вера Савченко, — но мы не оставим женщину без помощи, пусть уже не как инспектора УИИ, а как рядовые граждане. Невозможно оставаться равнодушными к таким людям, беспомощным и беззащитным. Поэтому я считаю, что ей лучше все-таки перебраться в Каменку.
Возможно, по закону так и есть. Только здравый смысл подсказывает тем, кто протягивает руку помощи маме с маленькой дочкой, что практичнее все-таки их оставить в родной деревне. Поэтому туда, а не в Каменку, уже привезли дрова от предпринимателя Вячеслава Красоткина (в рамках приближающегося Рождественского марафона), сотрудница центра соцпомощи Татьяна Гаренкова, постоянно поддерживающая женщину и контролирующая положение в семье, нашла возможность обеспечить Ольгу обоями, силами мобильной бригады центра привели в порядок окна, печь.
Пока длились все эти перипетии, малышку вновь положили в больницу. У матери моральных сил хватает только на ежедневные поездки в город, чтобы навестить дочку. Деньги тают, а вернее, уже растаяли. Говорить без слез о всех своих несчастьях женщина не может. Больше всего она сейчас боится, что ей не вернут девочку.
— Опасения матери напрасны, пока нет оснований разлучать их с дочкой, — говорит директор приюта Людмила Алексеева, — как только малышка выздоровеет, а жилье будет приведено в порядок, они опять будут вместе. Но решать вопрос с безопасностью их жизни нужно безотлагательно.
Такова же позиция и уполномоченного по правам ребенка в нашем районе Татьяны Кирышевой.
— Ребенок вернется к матери, — не сомневается Татьяна Евгеньевна, — но проблемы этим не решатся. Обеспечение безопасности жизни мамы и дочки — вот основная задача, которая сейчас стоит перед всеми нами.
Контроль со стороны сельской администрации, центра социальной помощи, органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, полиции должен быть постоянным. Со своей стороны я как общественный помощник уполномоченного по правам ребенка обратилась за помощью к специалистам юридической службы Елены Филинковой, уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области. Я уверена, что законные пути решения проблем мы найдем.
Не должны оставаться в стороне органы опеки, правоохранительные органы, работодатели, чьи организации входят в перечень предприятий, сотрудничающих с уголовно-исполнительной инспекцией. Уж очень часто, работая над этим материалом, приходилось слышать: «Да у нас таких, как Ольга Пономарева, знаете сколько?» И это страшно, что таких, как Ольга, у нас настолько много, что это уже может стать оправданием бездействию.
В одном я уверена — никто из читателей нашей газеты не останется в стороне, а кто-то по мере сил поможет маме и дочке выбраться из череды несчастий и бед. Быть может, у вас есть работа для молодой женщины без образования, но не ленивой и чистоплотной. Не будет лишней продуктовая и вещевая помощь — постельное белье, занавески, одежда. Все, что вы захотите передать, можно принести в комплексный центр социального обслуживания населения, в редакцию «Солецкой газеты», комитет социальной защиты населения в районной администрации или лично общественному помощнику уполномоченного по правам ребенка Татьяне Кирышевой. В канун Рождества особенно важно вспомнить заверение Иисуса Христа: не оскудеет рука дающего.
Виктория БАХАР
Фото автора