Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» предполагал, как водится, несколько этапов. И на каждом батецких школьников ждал весомый успех.
Выбор был не случаен
У конкурса широчайший диапазон целей — от углубления знаний и навыков по экологии, уходу и методам защиты леса до соответствующей профессиональной ориентации и серьёзной научно-исследовательской деятельности. И надо сказать, именно в такой деятельности отличились наши ребята. Конкурс стал своеобразным экзаменом и для учителей. Одни из них — глубокие специалисты в преподаваемых дисциплинах. А вот батецкие педагоги вели научный патронат участников не по своему профилю, а, что называется, из интереса. Правда, интерес этот давний. Положение о конкурсе было разослано в адрес всех школ. Но участие в районном этапе не смогли принять ученики 8–9 классов из Городни, Мойки и Вольной Горки.
В «шкуре» натуралиста
В итоге были представлены три работы. В номинации «Экология лесных животных» батецкая 9‑классница Анастасия Филиппова предложила серьёзное исследование — с графиками, диаграммами и глубоким научным материалом. Работа, подготовленная с помощью учителей Ларисы Логуновой и Ольги Шнайдер, называется «Динамика численности бобра и факторы, её лимитирующие на территории ООО «Хоченское». Для изучения были выбраны шесть участков в бассейне реки Гусынка. Велись настоящие полевые наблюдения. С рулеткой, дневником, биноклем и фотоаппаратом школьница сумела обследовать бобровьи плотины. Она проанализировала факторы, влияющие на численность зверя, и сделала важные для народного хозяйства предложения по её регулированию. Эта работа была признана лучшей на районном этапе.
Как природа становится памятником
В номинации «Экология лесных растений» порадовала ученица 8 класса Овсинской школы Анастасия Маркова. Под руководством учительницы биологии Елены Семёновой она подготовила глубокую научную работу «Оценка состояния ценопопуляции ятрышника обожжённого на территории памятника природы». Этот памятник представляет собой пойменные луга у д. Новое Овсино в долине реки Луга. Тема работы не случайна. Елена Семёнова — авторитетный учитель-биолог, воспитавшая не одного юного натуралиста. Множество ученических исследований, отмечаемых на конкурсах разного уровня, — результат многолетних поисков педагога, экспедиций и открытий. Тесная и давняя связь с учёными Петербургского ботанического института — лишнее тому подтверждение. Можно смело сказать, что именно подвижническая работа учителя дала толчок к научному исследованию флоры передольской округи и созданию здесь памятника природы. Упомянутый ятрышник — часть этого памятника, редчайшая сохранившаяся на местных карбонатных почвах орхидея.
Безоговорочный успех
А потом соперничество конкурсантов переместилось в Новгородский институт развития образования, что на улице Чудинцева. Девочки самостоятельно презентовали свои работы. Попутно они отвечали на многочисленные вопросы членов жюри, в большинстве своём состоявшее из преподавателей и заведующих кафедрами НовГУ. Высокий природоохранный пафос исследования Анастасии Марковой настолько «сразил» членов жюри областного этапа конкурса, что они безоговорочно присудили ей первое место. Работу Насти теперь отправят в Москву, на окончательный отборочный тур. А защита предстоит в марте грядущего года. Знаменательно, что и Анастасия Филиппова со своим исследованием численности бобров стала призёром областного этапа конкурса. Поздравляем наших юных учёных.
Олег Платонов
Фото автора