Пятница, 06 февраля 2026

Редакция

Как хорёк шкуру спасал,

или Пошёл за ёлкой, так ёлку и ищи

В конце семидесятых годов прошлого века автор этих строк перевелся с боевого подводного крейсера в штаб одной из береговых частей Северного флота. Должность занимал с длинным названием — заместитель помощника начальника штаба, а перечень обязанностей был коротким. На берегу появилось свободное время, которое в основном посвящал охоте.

Одним из самых заядлых охотников был майор Томашук. Время стерло из памяти его имя-отчество, а вот про прижимистость (должность была такая — начальник материально-технического снабжения) запомнил хорошо. То, что я сейчас скажу, не анекдот — пример скаредности.

Решили два офицера проверить Томашука на эту самую скаредность и запросили в декабре кое-что необходимое по службе. Но в середину заявки вписали: «Снег. Два ведра». Какую, думаете, резолюцию поставил начальник МТС? Правильно, не читая: «Отказать». В декабре! На Крайнем Севере!

Но охотником и рассказчиком он был изумительным. Одну из его баек (подчиненные Томашука говорили, что это чистая правда) приведу сегодня. Речь пойдет от имени самого Томашука — так будет интереснее.

*   *   *

1978 год. До Нового года несколько дней. В части наряжают елку, а моя жена начинает проедать мне плешь:

— Какой, —  говорит, — ты начальник МТС, если елку достать не можешь?

Объяснить ей, что елку для личного состава привезли из Мурманска, а в сопках вокруг нашего городка только сосенки корявые растут, не удалось в принципе. Требует хоть сосну, хоть пальму кокосовую, но к празднику вынь да положь!

И тут меня осенило: километрах в пяти-шести от военного городка в сопках видел я несколько сосенок более или менее стройных, хотя и небольших. Вполне годятся на замену елки.

29 декабря с разрешения командира взял отгул. Вперед, за сосной!

На широких охотничьих лыжах с ружьем за плечами (а как без него: вдруг зайчишка или лисичка?) добрался до знакомой площадки в каменных сопках быстро. Хотя и полярная ночь, но не та ночь, что на югах. В серых сумерках даже газету читать можно, так что видимость вполне удовлетворительная.

Выбрал сосенку покудрявее, достал топоришко из рюкзака, оглянулся. Следов ни человечьих, ни звериных. И вдруг…

В сумерках на снегу мелькнуло что-то темное. Норка? Их на Севере немало. Подбежал, посмотрел. Нет, следы явно не норки — большего размера. Ведут за огромный валун. Я — туда. А там — хорь! Красавец темно-коричневый, пушистый. Я — за ружье. Хорь же, не будь дурак, под валун. Там что-то наподобие норы. Ну, думаю, ты — мой! Без выстрела возьму.

Сбросил с плеч вещевой мешок — хороший, удобный и, главное, вместительный. Как раз входное отверстие норы им можно закрыть. Соорудил конструкцию из веточек и мешка, чтобы как верша у рыбаков… Только на суше и не для рыбы… А сам вокруг валуна бегаю, стучу по нему, кричу. Но хорь, шапка потенциальная, сидит в своем убежище и даже не пытается в мешок забираться.

Упражнялся я этак с полчаса. Трассу вокруг валуна намял, что твоя дорога. Про сосну напрочь забыл: азарт охотника всю память отшиб. Вымотался, в конце концов, и физически, и морально. Высказал этому дикому зверю все, что думал о нем, теми словами, которые моральным кодексом строителя коммунизма не предусмотрены. Присел рядом со своей неуловистой конструкцией и приложил ухо к мешку. Что вы думаете — показалось мне, что эта зверюга спит в своем убежище. То ли посапывает, то ли похрапывает! А раз так…

Посмотрел я на свои отличные меховые кожаные варежки — не должен прокусить. Отогнул край мешка, сунул руку в нору чуть ли не до самого плеча. А оттуда…

Вы, наверное, слышали про американских скунсов. Зверек хоря чем-то напоминает. У него средство защиты — вонючая струя. Чуть опасность — пускает струю. Тот, кто на себе это химическое оружие испытал, никогда на скунсов не охотится. А я никогда на хорей не буду. Потому что струя у него такая же. И вылетела она из норы, снайперски поразив не только руку, но и мою дурную голову. Да я еще это дело усугубил, когда, вскочив, начал отряхиваться. Весь подарок хорька размазал по своей охотничьей амуниции. Глаза щиплет, нос режет, горло першит.

Покатался по снегу — пользы никакой. Мешок снегом набивал несколько раз, пытаясь хоть его от запаха избавить. Куда там. Забыл про хоря, про топор, про сосну тем более. На лыжи и рысью к дому. Одно желание — в ванну с горячей водой забраться.

До дома добирался окраинами, чтобы никого не встречать. На третий этаж не забежал — запрыгнул. Дверь открыл, а супруга навстречу… Диалог был короткий, и говорила она со мной, нос зажав. Но смилостивилась, в ванну пустила. Мылся я долго и напрасно. Хорьковая химия оказалась такой въедливой, что пришлось выбросить и вещмешок, и варежки, и теплые брюки с курткой. Ружье я отстоял, впоследствии отчищая его на балконе всеми чистящими и ароматизирующими средствами.

Ночевать ушел в свой служебный кабинет, да и на службе старался на глаза никому не попадаться. Мой заместитель все дела вел. И Новый 1979 год я встречал в части один, к удовлетворению супруги, которая от меня еще пару недель нос воротила.

Юрий НИКУЛИН

РЕКЛАМА

Еще статьи

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

Впереди – главные испытания

Впереди – главные испытания

Экзаменационная пора, в ходе которой выпускникам 9-х и 11-х классов предстоит продемонстрировать уровень знаний, уже не за горами.

Движущая сила перемен

Движущая сила перемен

В Солецком округе подведены итоги муниципального конкурса территориальных общественных самоуправлений

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА