В конце ушедшего года в Великом Новгороде проходил очный тур областного конкурса «За сохранение природы и бережного отношения к лесным богатствам «Подрост», организуемый департаментом образования, науки и молодёжной политики Новгородской области, а в числе спонсоров - лесозаготовительные фирмы области.
В нём участвовали учащиеся, чьи работы признаны лучшими в районном этапе конкурса и прошли заочный отбор в областном – всего 30 человек. В их число вошла и ученица 8 класса школы д. Федорково Яна Орлова с проектом «Земля – наш общий дом. Позаботимся о нём!». Разрабатывался он под руководством педагогов Ольги Михайловны Егоровой и Любови Петровны Лобачёвой.
Яна представляла свой проект в секции «Практическая природоохранная деятельность». В своём выступлении она отмечала, что проблема твёрдых бытовых отходов для нас очень актуальна, так как повсеместно на улице, за чертой села наталкиваемся на горы мусора, основную часть которого составляют пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, банки из-под пива, обёртки от конфет и полиэтиленовые пакеты. Много несанкционированных свалок в лесу, в местах отдыха людей. Они загрязняют окружающую среду, являются источником экологической опасности: распространяют запах, в них разлагаются болезнетворные бактерии, размножаются грызуны – переносчики инфекционных заболеваний. В настоящее время в России накоплено свыше 82 млрд. тонн бытовых отходов.
Локальные проблемы экологического характера, такие, как загрязнение бытовыми отходами берегов реки Ловать, индивидуальные несанкционированные свалки, можно решить без привлечения больших финансовых средств, при участии молодёжи села, школьников, местных жителей, общественности. Поэтому целью созданного проекта является не только воспитание бережного отношения к природе, знакомство учащихся с проблемой твёрдых бытовых отходов, но и вовлечение их в практическую природоохранную деятельность, экологические акции.
Стартовал проект в прошлом учебном году, и первый его подготовительный этап уже реализован. В ходе него прошло анкетирование школьников. Так, ученики 1-4-х классов отвечали на вопросы, что они знают о природе, умеют ли её охранять, как хотели бы ей помочь. Для учащихся 5-9-х классов разработан экологический тест, проведён их опрос по проблеме загрязнения ТБО территории и окрестностей д. Федорково. По полученным ответам выявлена низкая культура населения - об этом сказали 89% опрошенных. Кроме этого, учащиеся ответили на вопросы: «Охарактеризуйте экологическую обстановку в нашем населённом пункте, около дома. Как вы лично можете улучшить экологическую среду?». Отрадно, что только 5% опрошенных ответили «Ничего», остальные вносили различные предложения: 30% считают, что надо убрать мусор, 60% - посадить больше деревьев и цветов; 3% - убрать старые дома или отремонтировать покосившиеся изгороди. А на вопрос «Почему на улицах села много мусора?» среди ответов преобладали такие: «Молодёжь гуляет по вечерам и всё бросает под ноги», «Не в карман же класть обёртки?!».
В ходе реализации практического этапа проекта в осенне-летний периоды 2012 и 2013 годов организовывались субботники по благоустройству села, очистке школьной территории, улиц, дворовых зон, берега реки Ловать – это акции «Наш школьный двор», «Поддержим порядок в деревне», «Чистый берег» и другие. Проведён месячник, посвящённый проблеме загрязнения окружающей среды ТБО с привлечением родителей, администрации поселения. На базе школы д. Федорково была организована районная фотовыставка «Эковзгляд», школьники участвовали в конкурсе рисунков «Лес – наше богатство», распространяли листовки среди населения на экологические темы и т. д. Важным моментом проекта стало возобновление работы школьного лесничества – в марте 2013 года был подписан договор с ОАУ «Парфинский лесхоз» о его создании.
В рамках проекта ещё пройдут традиционные акции «Птичий дом» по изготовлению скворечников, конкурс рисунков и фотографий «Покорми птиц – сделай зиму ярче», акция «Живи, Земля» и другие. Этот учебный год завершит реализацию природоохранного проекта и, возможно, на его смену придёт другой, потому как природоохранное направление – одно из основных в работе школы.
Вера НЕШУМОВА